В современной теории организации существует несколько классификаций принципов организационной культуры. Рассмотрим их особенности.
Общесистемные принципы организационной культуры
-
Принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации
В соответствии с данным принципом, организационная культура, помимо взаимоотношений членов определенной хозяйствующей или производственной системы, должна отображать комплекс представлений о предназначении как этой системы в целом, так и ее членов по отдельности. Кроме того, организационная культура должна основываться на общем представлении о целях компании, характере выпускаемой ей продукции и основных рынках, на которых она присутствует и особенно на которых она имеет стратегическое преимущество.
-
Принцип первоочередности определения ценностей и философии компании
Этот принцип означает, что перед тем, как сформировать организационную культуру, необходимо предварительно определить философию и основные ценности компании, которые будут приняты и осознанны всеми ее сотрудниками.
-
Принцип историчности
Значение этого принципа заключается в том, что становление организационной культуры занимает достаточно длительный срок. Этот процесс может растянуться на целые годы, а в некоторых случаях и на десятилетия, и этот фактор никак нельзя не учитывать, когда происходят этапы выбора характера экономической системы и используемого в компании стиля управления.
-
Принцип неприменения силового воздействия
Данный принцип рассматривает любой вид существующей организационной культуры как ценность. С такой точки зрения недопустимо насильно навязывать "слабой" организационной культуре, которая присуща определенной экономической системе, "сильную" организационную культуру либо искусственным образом изменять ее. Впрочем как и наоборот – «сильную» организационную культуру нельзя искусственно заменять «слабой».
Замечание 1Любая существующая организационная культура имеет право на существование. Какая из организационных культур более эффективна в том или ином случае всегда зависит от конкретных условий, в которых существует компания.
-
Принцип комплексности оценки
В соответствии с данным принципом, когда компания оценивает степень и характер влияния культуры на общую эффективность деятельности компании, эта оценка должна всегда опираться на комплексный подход. В рамках данного подхода предусматриваются и учитываются не только методы прямого влияния организационной культуры на эффективность фирмы, но и всевозможные способы опосредованного влияния.
Замечание 2Так как в любой экономической системе, которая развивается быстрыми темпами, неизбежны организационные изменения, это обстоятельство является особенно важным в свете теории организации.
Внутриколлективные принципы организационной культуры
-
Принцип всеобщности
Для эффективного функционирования любой компании существующая в ней организационная культура должна приниматься и разделяться всем коллективом или хотя бы подавляющим большинством его членов.
-
Организационная культура должна быть простой и ясной, чтобы обеспечить возможность всем работникам – от высшего менеджмента до обычных рабочих - понять ее.
-
Принцип четкости и однозначности
Организационная культура не должна допускать двойного толкования любых своих составляющих.
-
Принцип априорности
Основополагающие составляющие организационной культуры, такие как миссия, цели или ценности, не должны требовать доказательств и априори приниматься всеми сотрудниками компании.
-
Принцип уважения к индивидуальной личной культуре и национальной культуре
Организационная культура должна уважать и не вступать в противоречие с личной культурой сотрудников компании, культурного социума и культурой государства, на территории которого находится компания.
-
Принцип обоснованности
В основе любой организационной культуры должны лежать законы национальной культуры, но, в то же время, они должны быть обоснованы и соответствовать специфике той деятельности, которой занимается компания.
-
Принцип достижимости основных целей и ценностей организационной культуры
Каждый работник, вне зависимости от его уровня в иерархии или структурного подразделения, должен обладать правом и возможностью достигать своих целей и быть соответствующим ценностям организационной культуры компании.