Исследование организационной культуры по модели У. Оучи
У. Оучи описал в своих исследованиях организацию, культура которой складывается по типу «Z». Эта модель, в сущности, является попыткой сблизить в рамках одной организации два разных типа национальных культур: американскую и японскую. Подобное сближение в практике ведения бизнеса в Америке показывает рождение эффективного варианта организационной культуры.
Исследование Оучи базируется на сравнительном анализе семи переменных, входящих в состав организационной культуры:
- обязательства организации поотношению кработникам;
- система оценок выполненной работы;
- планирование карьеры;
- система контроля;
- система принятия решений;
- уровень ответственности работников;
- интерес кчеловеку.
Общий вид организации типа «Z» представлен в таблице
Показатели культуры в организации типа «Z»
- Наем работников. Из теории Оучи видно, что все типы организаций хотят поддерживать текучесть кадров на низком уровне. Но каждый тип организации пытается добиться этого разными путями.
- Система оценок проделанной работы. В каждом типе компаний также принят разный стиль оценивания.
- Ответственность работников.
- Карьерный рост. В Америке и Японии количество функций, которые выполняют менеджеры, сильно отличается.
- Система контроля. В японских компаниях осуществляется нерегламентированный и неформальный контроль. Отчеты предоставляются по мере необходимости.
- Интерес к личности.
- Принятие решений.
В японских компаниях сотрудники нанимаются на работу пожизненно. Положительный аспект подобной системы найма - это отсутствие практики по увольнению работников во время кризиса. Но в повседневной практике видно, что длительность контрактов бывает сильно короче, чем пожизненный срок. Это случается из-за отсутствия гарантий продвижения по карьерной лестнице даже для человека, который проработал в организации всю жизнь.
В американских компаниях работников нанимают на короткий срок (1-2 года), при этом большинство работников продлевают свои контракты на более длительное время.
По модели Оучи предлагается осуществлять наем работников на долгий срок, таким образом выбирается среднее между пожизненным и краткосрочным контрактом.
В японских организациях есть строгая иерархия по рангам. Каждый ранг работников имеет свой уровень зарплаты, а чтобы продвинуться по карьерной лестнице необходимо строго соответствовать определенным стандартам качества работы.
В американских компаниях ценится резкий подъем, базирующийся на совокупности многих количественных показателей работы.
В модели Оучи предлагается объединить подходы: продвижение, основанное на качестве работы и скорости подъема из американской системы.
Хотя в модели Оучи решения принимаются коллективно, ответственность за решения лежит на индивидуумах. Совмещение этих принципов возможно, если решающее слово остается за руководителем, так, чтобы не пострадала индивидуальность работников.
В японских компаниях нет строгого разграничения спектра обязанностей. Таким образом, каждый работник приобретает навыки в разных сферах, становится многопрофильным работником.
В американских компаниях распределение обязанностей строго иерархичное и структурное. Каждый работник отвечает за свой спектр деятельности, отчитывается своему руководству.
Модель Оучи предлагает расширить строгие американские рамки обязанностей добавлением от трех до пяти новых функций.
В американских компаниях есть строгая система отчетности, поэтому процесс передачи информации от низших ступеней высшим замедляется и усложняется.
Оучи предлагает оставить японский тип контроля в организации.В американских компаниях руководители не вдаются в подробности личной жизни работников.
В японских компаниях все наоборот. Это помогает сплотить коллектив, сделать процесс управления более комфортным для всех участников. Оучи придерживается японской модели.
В американских компаниях управление направлено на личные ценности. Решения принимаются в индивидуальном порядке, мнение большинства не учитывается.
В японских компаниях решения принимаются коллективно или группой ответственных работников. Оучи также придерживается японской модели принятия решений.