Сущность организационной культуры
Организационная культура способствует индивидуальному обучению персонала, созданию рабочих команд, стимулированию работников через оказания воздействие на высшие потребности.
В одной организации в процессе ее формирования можно увидеть каждый тип культур. Так, например, на этапе появления детерминирует культура власти, на этапе роста - культура роли, на этапе дальнейшего становления может развиваться культура задачи или культура личности. На стадии уничтожения может быть применен любой из основных видов культур.
Систематизирование знаний об организационной культуре вызывает необходимость исследования ее классификации. Это поможет определить конкретные идеальные типы и в конечном результате будет способствовать выявлению необходимых особенностей для изменения всей культуры организации.
Во все времена руководители, которые проводили процесс изменений, сталкиваются с довольно огромными проблемами. Главным образом данные проблемы были напрямую связаны с сопротивлением, которое вставало на пути организационных изменений со стороны сотрудников. Это было связано с тем, что каждая организация вне зависимости от ее размеров и области работы представляет как техническую и экономической, так и социальную систему. Для верного понимания организационной культуры необходимо классифицировать явления, которые определяют ее содержание.
Важным является рассмотрение и ценностных ориентаций, которых может придерживаться индивид, Они являются единой категорией, которая включается некоторыми исследователями в определение организационной культуры. Ценности направляют индивида в том, какое поведение необходимо считать допустимым или недопустимым. Так, в различных организациях принято, что «клиент всегда прав», в связи с этим нельзя обвинять клиента ни в чем.
Классификация организационной культуры
Организационную культуру можно классифицировать по огромному количеству самых различных показателей. Пожалуй, самую краткую и четкую классификацию организационных культур разработал американский исследователь по имени Уильям Оучи.
Он определил три их главных вида:
- Рыночную культуру. Она основывается на преобладании стоимостных отношений и направленности на прибыль. Основным источником власти в рамках данной культуры является собственность на ресурсы;
- Бюрократическая культура. В ее основе находится преобладание регламентов, правил и процедур. Основным источником власти является должность членов организации;
- Клановая культура. По своей сути, она дополняет предыдущую. В ее основе находятся внутренние ценности организации, которые направляют деятельность последней. Главными источником власти здесь являются традиции.
Еще одну популярнейшую классификацию организационных культур разработал С. Хонди. Это:
- Культура власти. Свойственна для сравнительно небольших предпринимательских организаций, ей присуща большая централизация.
- Культура роли. Олицетворением данной культуры является классическая форма организации. Данный тип культуры связан с четкой специализацией различных подразделений;
- Культура задачи. Данная культура направлена на определенные проекты, программу или работу; Культура личности. В данной культуре личность стоит в центре, человек делает то, что умеет делать лучше всего в рамках единой цели, в связи с чем к нему прислушиваются. Данный стиль свойственен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп.