Факторы, влияющие на изменение культуры
Изменения в культуре организации необходимы тогда, когда нынешняя культура не способствует росту эффективности или не отвечает целям организации. На возможность изменения культуры влияет ряд факторов.
В результате влияния этих факторов (вместе или некоторых из них) организации может потребоваться корректировка поведения работников. Ситуации, сформированные вышеназванными факторами, следующие:
- необходимо повысить эффективность;
- миссия организации изменилась;
- усилилась конкуренция на рынке (местном или международном);
- внедряются новые технологии;
- меняется рынок;
- организации проводят слияние или поглощение;
- организация быстро растет;
- организация выступает на международный рынок.
Три пути в изменении культуры
Культуру можно менять тремя путями.
- Меняется культура, но нормы поведения остаются прежними. В этой ситуации меняется одно или несколько убеждений работников, часть ценностей, но общие стандарты поведения остаются прежними. Это самый незначительный уровень изменений.
- Меняется поведение, но культура остается прежней. Это возможно при появлении субкультур, когда группа из нескольких работников убеждена в необходимости изменений, но не находит поддержки у большинства. Если субкультура усилит влияние – произойдут изменения. Этот уровень часто служит индикатором кризиса в организации.
- Меняется и поведение, и культура. Самый существенный уровень изменений, когда люди верят в необходимость изменений и ценят нововведения.
Методы изменения организационной культуры
Прежде, чем проводить мероприятия по изменению культуры, необходимо подготовиться. Для этого сначала происходит осознание необходимости смены культуры, затем определяют уровни, на которых будет проводиться изменение (отдельные работники, группы работников, отделы, организация в целом). Также учитывают уровень сложности воплощения изменений. Определяют силы, которые будут облегчать изменения, а также возможные препятствия. При нахождении препятствий определяют степень сопротивления, причины, методы преодоления. Затем выбирают стратегию изменений, которую можно будет корректировать по мере воплощения. Только после прохождения всех этапов подготовки начинают реализацию изменений и оценивают их эффективность.
Методы изменения культуры:
- смена фокуса внимания менеджеров (переключение на новые объекты или нормы поведения);
- смена стиля управления конфликтами;
- смена управления кризисными ситуациями;
- изменение организационных ролей и их содержания (применяется на этапе обучения новых сотрудников);
- смена системы стимулирования и ее критериев;
- смена кадровой политики;
- смена символов;
- замена обрядов и церемоний другими, более значимыми.
При осуществлении изменений очень важно закрепить их так, чтобы они остались надолго. Также трудности в проведении изменений связаны с тем, что сопротивление им неизбежно.
Глубина сопротивления зависит от того, на какой уровень культуры оказывается влияние: чем глубже слой культуры, который планируется изменить, тем сильнее сопротивление.
Также, чем масштабнее изменения по охвату, тем выше сопротивление. Проведение быстрых и радикальных перемен проходит с большим трудом, чем при постепенном внедрении нововведений в жизнь организации. Эффективное руководство организацией подразумевает внедрение изменений в культуру. При грамотном подходе изменения получают положительную реакцию со стороны сотрудников. Оценку изменений проводить сложно, но если мероприятия тщательно подготовлены изначально, сделать ее проще, исходя из заранее заданных параметров.