Организационная характеристика компании
Организационная характеристика компании - это схематическая характеристика, которая отображает состав и иерархию компании.
Данная структура устанавливается для определения целей предприятия. Другими словами, организационная структура – это руководство для пользования, которое объясняет, насколько хорошо выстроена структура организации, как осуществляется деятельность, и принимаются решения, и кто является лидером в компании.
Есть основные причины для разработки организационной структуры:
- Структура дает четкое понимание, в каком направлении движется организация.
- Структура участвует в образовании связи между участниками.
- Структура формируется всегда.
Элементы организационной структуры компании
Организационная структура зависит от участников, входящих в эту структуру и от того, какие функции они выполняют. К обязательным элементам структуры относят:
- Управление. К управлению относят сотрудника или группу сотрудников, которые принимают решения.
- Организационные правила, на основании которых осуществляется работа организации.
- Распределение труда может быть неформальным, временным, а также постоянным. В каждой организации будет свой определенный тип распределения труда.
Организационная структура компании может быть: традиционной, линейно-штабной, функциональной, дивизиональной, рыночной, матричной.
Традиционная структура основана на функциональном подразделении и отделах. На верхнем уровне структуры сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач. К преимуществам структуры относят:
- простоту,
- жесткое управление,
- быстроту решения, эффективность действий,
- контроль лежит на начальнике, при этом он может проявить гибкость,
- карьерный рост.
Помимо этого существуют и минусы:
- возможность, оказывать влияние на руководство,
- отсутствие специализации,
- перегруженность руководителя работой,
- коммуникация осуществляется только сверху вниз,
- руководство может использовать власть для своей выгоды,
- решения принимает один человек.
В линейно-штабной организации решения принимают линейные руководители и подразделения, которые фактически тоже имеют право принимать решения. Однако в отличие от традиционной структуры, процессы принятия в такой структуре медленнее. К преимуществам можно отнести: скорость выполнения задач, сотрудники берут на себя ответственность, руководители концентрируются на определенных задачах, при организационных изменениях минимален риск сопротивления, вклад исполнителей ценится.
К минусам можно отнести многоуровневую иерархию, расхождение мнений, задержку принятия решений. Такая структура более дорогостоящая.
Функциональная структура классифицирует людей согласно их функциям на производстве. К преимуществам можно отнести высокую степень специализации, ясная структура подчиненности, понимание ответственности со стороны сотрудников, отсутствие дублей. Недостатки системы заключаются в коммуникационных барьерах, организация находится на втором плане, принятые решения руководства не всегда могут идти на пользу человеку. По мере роста организации контроль осуществлять сложнее, в частности это проявляется в командной работе.
Дивизионная структура основана на подразделениях, входящих в состав организации. Группировка сотрудников на таких предприятиях основана на географическом положении, на продукте и рынке.
Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения. Основным преимуществом в такой организации является автономность подразделений. При неблагоприятном исходе нерентабельное подразделение можно закрыть. У предприятий с дивизионной структурой высокая производительность. Однако зачастую при высокой производительности не всегда можно достигнуть общей цели. Еще одним недостатком является нездоровая конкуренция среди подразделений.
К рыночной структуре относят организации, в которых сотрудники поделены согласно рынку на котором она работает. Преимуществами такой системы будет легкость в коммуникации между сотрудниками, доступность, задачи выполняются вовремя. Недостаток основан на конкуренции в компании. Из-за этого могут возникать конфликты. Очень часто отсутствует связь между начальником и подчиненными. Сотрудники неправильно используют полномочия.
Географическая структура самая очевидная. Крупные компании имеют офисы в различных местах. Организационная структура следует за зональной структурой. В таких компания хорошая коммуникация, установлена связь с менеджерами, отчеты строятся по работе всех рынков. Минусы такой структуры идентичны вышеописанной структуре: серьезная конкуренция, отслеживание работы отнимает много времени. Современные информационно-коммуникационные технологии (в первую очередь – Интернет) способствуют повышению эффективности этой структуры.
Последняя структура называется матричная. Матричная структура - это комбинация продуктовой и функциональной структуры. Она самая сложная из всех вышеперечисленных структур. Особенность такой структуры заключается в подчинении. Отличительной особенностью матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня. Менеджеры в такой структуре следят за функциональностью проекта. Однако их полномочия достаточно ограничены. Ресурсами управляет руководитель. Плюсами такой структуры является то, что сотрудники не работают на временной работе. Руководитель управляет подразделением и несет ответственность. Менеджер проекта может повлиять на ситуацию. Принятие решений сосредоточено в руках руководителя. В связи с тем, что огромная доля ответственность за проект накладывается на менеджера, руководитель может столкнуться с апатией сотрудников. Это является основным и самым существенным недостатком в работе такой структуры.