Методика анкетирования в рамках анализа сильных и слабых сторон
Оценка сильных и слабых сторон фирмы – это выявление черт, отличающих фирму от других компаний в лучшую или худшую сторону.
Анализ сильных и слабых сторон компании крайне важен для стратегического планирования. Данная процедура позволяет быстро и просто установить, какую позицию занимают менеджеры по отношению к собственному производству. Для того, чтобы выработать пути дальнейшего решения проблем, крайне важно привлекать к оценке сильных и слабых сторон менеджеров предприятия.
Для комплексной оценки сильных и слабых сторон необходимо определить критерии, охватывающие все ключевые области деятельности компании. Для составления этого списка хорошо подойдет внутрипроизводственный семинар менеджмента. На основе собранных сведений специалисты оформляют опросник. Для этого критерии анализа, которые озвучили руководители, каталогизируются и сводятся к списочной форме. Далее производится их группировка по областям ответственности. Например, может быть предложена следующая совокупность критериев:
В сфере менеджмента:
- стиль управления,
- постановка целей,
- ориентация на рынок,
- процесс принятия решений,
- сотрудничество,
- производственный климат,
- делегирование полномочий,
- планирование,
- мотивация сотрудников,
В сфере финансов:
- контроль ликвидности,
- финансовый потенциал,
- инвестиционные расчеты,
- динамика прибыли,
- финансовое планирование,
- планирование инвестиций,
В сфере маркетинга и сбыта:
- структура ассортимента,
- динамика оборота,
- распределение продукции,
- имидж,
- опускные цены,
- рекламации,
- каналы сбыта,
- риски замещения,
- реклама,
- портфель заказов,
- чувствительность к изменениям доходов потребителей и т.д.
Критерии оцениваются по различным шкалам – например, в баллах от 1 до 5 или по категориям «сильно», «средне», «слабо». Вариант распределения оценок в анкете в табличной форме:
- графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли,
- графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные,
- графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке,
- графа 4. Уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке,
- графа 5. Положение тревожное. Ситуация предприятия в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.
Все участники менеджерского семинара должны за короткое время (10-15 минут) представить собственное видение по отдельным критериям. Каждый из менеджеров получает возможность озвучить свою оценку относительно состояния производства. При этом крайне важно, чтобы анкетирование проводилось анонимно.
По каждому из критериев производится суммирование выбранных оценок. Затем суммы делятся на количество респондентов, принявших участие в опросе. В результате организатор анкетирования получает средние баллы, которые записывает в свободный формуляр. По этим данным он строит ломаную линию – графическое представление профиля сильных и слабых сторон компании.
По итогам анализа положительные и отрицательные оценки обсуждаются в атмосфере свободной критики.
Иногда к анкетированию привлекают не только сотрудников. Например, ценным может быть мнение покупателей. Обычно опрашивают «вип-клиентов», наиболее значимых для компании.
В результате проведенного анализа (в первую очередь это касается слабых сторон) руководство корректирует целеполагание, планирует мероприятия, направленные на устранение этих слабых сторон.
Анализ сильных и слабых сторон позволяет существенно повысить эффективность стратегического планирования, вследствие чего сильные стороны еще более усилятся, а слабые стороны разовьются. Это может потребовать дополнительного вложения средств.
Если проводить анализ на регулярной основе, можно снизить риски, вовремя выявив потенциальные угрозы. Результаты анализа – это база совершенствования работы компании.
SWOT-анализ
SWOT-анализ – мощный инструмент управления. Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом:
- Strengths (сильные стороны) – это преимущества компании, среди которых можно отметить опыт работы, навыки, ресурсы, достижения (совершенные технологии, лучшие товары, лучший сервис, узнаваемый бренд),
- Weaknesses (слабые стороны) – это недостатки компании, нехватка каких-то важных свойств по сравнению с конкурентами или пожеланиями клиентов. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет,
- Opportunities (возможности) – внешние факторы, которые можно использовать для формирования новых преимуществ,
- Threats (угрозы) – факторы, которые могут негативно повлиять на положение компании.
Анализ сильных и слабых сторон организации – это один из блоков SWOT-анализа, а именно – анализ внутренней среды. Он дополняется анализом внешней среды (анализом возможностей и угроз).
Наряду с классической матрицей SWOT-анализа из четырех квадратов практикуется составление расширенной матрицы. В этой матрице исследуются пары показателей – пересечение аспектов внутренней и внешней среды. Таких пар тоже четыре:
- силы-возможности,
- силы-угрозы,
- слабости-возможности,
- слабости-угрозы.
Каждая пара является исходной точкой для формирования набора стратегий. На пересечении слабостей и угроз строятся стратеги, позволяющие минимизировать угрозы и слабости, на пересечении слабостей и возможностей – минимизировать слабости путем использования возможностей окружающей среды, на пересечении сил и угроз – максимизировать силы и через это снизить угрозы, на пересечении сил и возможностей – максимально использовать возможности путем применения сил.
Нельзя сказать, что одни блоки анализа важны, а другие нет. Результативный анализ возможен только при комплексном систематическом подходе.