Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка конкурентоспособности организации

Понятие конкурентоспособности организации

Определение 1

Конкурентоспособность – это способность компании вести конкурентную борьбу на рынке товаров и услуг и получать экономические выгоды относительно конкурентов. Также конкурентоспособность позволяет предприятию в любое время (в периоды трансформаций и кризисов) сохранять свою стабильность и демонстрировать устойчивые позиции на рынке.

Как комплексная характеристика, конкурентоспособность выражается через несколько видов показателей:

  1. Групповые;
  2. Интегральные;
  3. Комплексные.

Регулярно осуществляется оценка конкурентоспособности предприятия. Ее цель – определить положение организации в нескольких разрезах, а именно в отраслевом, региональном и международном. Если организация соответствует конкретным выверенным оценкам, то можно говорить о том, что она является достаточно конкурентоспособной. Но если компания не демонстрирует положительные результаты оценки, то это значит, что она не может в определенный период времени конкурировать с другими компаниями, а значит необходимо осуществлять проработку управленческих решений.

Если предприятие соответствует оценкам, то оно приобретает так называемый конкурентный статус. Это характеристика конкурентных позиций предприятия на рынке. Конкурентный статус может ответить на несколько вопросов, а именно: какова позиция предприятия на рынке? Как предприятие проявляет себя в сравнении с другими организациями? Какие факторы оказали наибольшее влияние на возможности предприятия? Были ли эти факторы внешними или внутренними? Эти и другие вопросы позволяют создать более глубокое представление о компании, уровне компетенции сотрудников и о том, может ли организация быть достаточно конкурентоспособной в условиях кризиса, упадка и социально-экономических трансформаций.

Конкурентный статус предприятия – это функция уровня его конкурентных преимуществ. Компании, которые еще не достигли конкурентного статуса, могут быть очень уязвимыми и не сумеют продемонстрировать гибкость в активно изменяющихся условиях. Поэтому многие руководители сегодня работают над тем, чтобы их компании заработали престиж и высокий конкурентный статус.

«Оценка конкурентоспособности организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, под конкурентным статусом принято понимать совокупность сильных и слабых сторон, преимуществ и недостатков организации и ее положения на региональном и отраслевом рынке.

Компания с высоким конкурентным статусом может также претендовать на то, чтобы конкурировать с организациями на международном рынке. Конкурентный статус — позиция в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке. Стоит отметить, что на данный показатель обращают внимание не только партнеры компании, но и ее клиенты, а также потенциальные работники. Они обязательно изучают положение компании, ее характеристики, особенности, рейтинги и отзывы, чтобы четко понимать, с каким партнером или работодателем им предстоит иметь дело.

Конкурентный статус зависит от конкурентных преимуществ, которые сами по себе могут быть зависимыми от эффективности использования различных видов ресурсов в процессе производства товаров и услуг, их сбыта и дальнейшего сервисного обслуживания. Конкурентный статус говорит о надежности и стабильности компании, поэтому его постоянно оценивают.

Принципы оценки конкурентоспособности

Говоря о принципах оценки конкурентоспособности, стоит отметить, что они в целом аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров. Сюда относятся такие принципы, как относительность и комплексность. Относительность предполагает осуществление непрерывного сравнительного анализа и выявления сравнительного характера оценки, сравнения с конкурентами. Так специалистам становится понятнее, какие отрасли необходимо откорректировать, какие виды работа следует внедрить или наоборот убрать, чтобы усилить компанию. Комплексность как принцип предполагает необходимость проведения аналитической работы с комплексом (совокупностью) критериев.

Определение конкурентоспособности определяется конкретным алгоритмом осуществления оценки:

  1. Определяется основная цель оценки и ее направление;
  2. Специалист выявляет основную область, которая будет учитываться при анализе компании и ее подразделений;
  3. Выбирается база, на основании которой проводится сравнение данных и показателей;
  4. Оцениваются выбранные характеристики в соответствии с определенной методикой оценки данных;
  5. Рассчитывается обобщенный и интегральный показатель конкурентоспособности компании;
  6. Специалист делает выводы о конкурентоспособности предприятия, давая оценку по выявленной шкале.

Характеристики конкурентоспособности могут быть разными. Обычно специалисты выбирают степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. Конкуренты не просто сравниваются друг с другом, но также оцениваются способности к достижению успеха, выводится предположительный прогноз, за какой срок и с помощью каких средств будут достигнуты желаемые результаты. Конечно же, оценивать конкурентоспособность лучше всего через сравнительный анализ устойчивости предприятия, так как лишь в сравнении видно, какое место действительно занимает предприятие, какую роль оно может сыграть во внутреннем, региональном и международном рынке. Специалисты выявляют способность противостоять возникающим рискам.

Риски могут быть порождены негативными проявлениями среды, и поэтому анализ и оценка предприятия позволят выявить требования к деятельности предприятия, к тому, насколько предприятие окажется устойчивым в случае, если некоторые нестабильности или риски коснутся и его. Высокая устойчивость говорит о том, что предприятие достаточно конкурентоспособно, и что в любых условиях оно сможет стабильно предоставлять товары и услуги, а сотрудники не останутся без работы и стабильного заработка. В оценке специалисты оперируют в основном качественной информацией. Они производят отбор экспертных мнений, обращаются к специалистам. Руководители делают все возможное для того, чтобы их компании вышли на качественно новый уровень, но также не забывают и о количественных показателях.

Дата написания статьи: 15.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot