Мотивация
Собственный процесс мотивации был разработан ещё Сократом, а Аристотелем выделено четыре основных побуждающих мотива. Современные учёные признают мотивацию в качестве внутреннего поля мотивов, которые побуждают личность предпринимать те или иные действия. В качестве подобных мотивов могут выступать не только потребности, но и идеалы, интересы, убеждения, ценности за которыми не стоят потребности.
Мотивация является совокупностью процессов, определяющих поведение в продвижении к намеченной цели, различные факторы, влияющие на активность поведения.
Основным фактором мотивации служит побуждение, проявляющееся в поведенческих аспектах. Различные мотивы можно подразделить на сильные и слабые, а также и качественно, через выражение мотива к содержанию деятельности. С учёбой связана потребность увеличения социального престижа.
Мотивация к обучению
В образовательном аспекте, под мотивацией понимают процесс, побуждающий обучающихся к продуктивной познавательной деятельности и активному освоению предмета изучения. С позиции педагога, можно говорить о мотивации обучения, с позиции ученика, о мотивации учения.
Учебная мотивация является частным видом мотивации и включена в определённую деятельность. Она определяется рядом факторов. Во - первых самой образовательной системой, учреждением, во вторых – организацией процесса обучения, в третьих – личностными особенностями обучаемого, в четвёртых – личностными особенностями педагога и его системы отношений с учениками, и наконец – спецификой самого предмета изучения.
Деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которых могут доминировать как внутренние мотивы, связанные с содержанием ученической деятельности, так и мотивы социальные, связанные с потребностью обучаемого занять определённый социальный статус. Также, с возрастом, происходит развитие в соотношении потребностей с мотивами, которое ведёт к изменениям потребностей. Мотивация ученика складывается из постоянно меняющихся и вступающих во взаимодействие побуждений.
Мотивация – это основное средство, дающее возможность повысить уровень заинтересованности обучаемого к учебному процессу. Она позволяет повысить их личный научный и творческий потенциал. В свою очередь, недостаточно мотивированный ученик, не будет способствовать развитию ни своих знаний, ни самой науки. Учебный процесс является крайне сложным видом деятельности. В этой связи, выделяется и большое число мотивов к обучению. Они имеют свойство проявляться как в отдельном человеке, так и сливаться, формируя сложные мотивационные системы.
Пути сохранения и повышения мотивации учащихся
Одним из самых распространённых препятствием ученического процесса, является утрата обучающимся мотивации к обучению. Оно представляет серьёзную трудность, поскольку ведёт к отсутствию сосредоточённости в вопросе обучения. Готовиться становится сложнее, ведь именно мотивация способна заставить человека преодолевать трудности. Без соответствующей мотивации, сама задача обучения теряет всякий смысл. Однако желание учиться можно простимулировать искусственными способами. Методы стимулирования включают в себя:
- постановку точной цели для того, чтобы работать на её достижение. Сосредоточение на небольших проектах, выполняемых без труда, является очень полезным. Постановка цели, которую можно и нужно достичь, является обязательным в процессе обучения;
- мотивирование к деятельности на других местах движения информации, например интернет-форумах, он-лайн курсах;
- предоставление ученикам возможности общаться между собой через альтернативные формы, игровые конференции, посещение профессиональных учреждений, компаний;
- создание благоприятного психологического климата развития личности.
Также к методам побуждения относят систему оценки деятельности учащегося, систему публикаций успехов, систему наград за достижения, расширение возможности самореализации, возможности индивидуального обучения.