Мотивация достижения целей
Мотивация достижения целей представляет собой стремление выполнить работу на высоком уровне во всех возможных вариантах, где можно проявить себя творчески, показать свое мастерство и способности. От развития этого мотива в большой степени зависят те достижения человека, которые он стремится воплотить в жизни и профессиональной деятельности.
Мотивация достижения определяется как стремление человека достичь поставленную цель, к которой применены критерии успешности, при этом осуществление активности в процессе достижения приводит как к успеху, так и к неудаче.
Показатели достижений
Показатели достижений соотносятся с внешне ориентированными критериями в области признания индивидуальных достижений обществом. Тем не менее, каждый человек имеет возможности самостоятельного выбора критериев оценки своей деятельности.
Определенный стандарт задается как обществом, так и самим человеком. Результат соотносится с критериями, которые вытекают из природы задач, решение которых может быть верным или неверным, а намеченные эффекты могут проявляться в большей или меньшей степени, что является предметной относительной нормой. Принято выделять три вида норм в сфере достижения: предметная, индивидуальная относительная и социальная относительная норма.
Дж. Аткинсон выделял две мотивационные тенденции:
- стремление к успеху или надежда на него,
- страх перед неудачей и избегание.
Эти мотивационные тенденции имеют сложный состав, включая постоянные личностные и ситуативные мотивы. Мотивация достижения всегда имеет направленность на достижение определенного конечного результата, на достижение успеха или избежание неудачи. Ситуация достижения включает обе мотивационные тенденции, но их соотношение в каждом конкретном случае будет различаться.
Если Дж. Аткинсон считал, что взаимоисключающие полюса шкалы "мотивов достижения", когда человек ориентирован на успех, то он не может испытывать страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на уход от неудачи, то у него плохо выражена направленность на успех).
Другие исследователи (например, К. Абульханова-Славская, Т. Березина) доказывали, что четкое стремление к успеху может нести в себе и не менее сильный страх неудач, особенно если она не будет связана для субъекта с какими-то негативными последствиями.
Успешность деятельности способна оказать существенное влияние на силу и устойчивость мотива людей. Успех воодушевляет их, а постоянно появляющееся удовлетворение от достигнутых результатов может привести к стойкому положительному отношению к осуществляемой деятельности. Неудачи могут привести человека к возникновению состояния фрустрации, имеющего два исхода с позиции влияния на силу и устойчивость мотивации.
В первом случае неудачи, которые повторятся несколько раз, вызовут у личности желание прекратить эту деятельность, поскольку он думает, что мало способен к ней. Во втором случае на неудачи у человека появляется реакция агрессии, направленная на внешние объекты, которая сопровождается досадой, озлобленностью, попытками добиться намеченного не смотря ни на что. В этом случае неудача рассматривается в форме случайности, которая сложилась по вине внешних обстоятельств.
Переживание удачи-неудачи может возникнуть лишь в случаях, когда люди связывают их со своим усердием и опытом, то есть приписывают себе достигнутые результаты. Этого не происходит при разрешении простых или, напротив, очень сложных задач, а также при исполнении незнакомых заданий, в отношении которых еще не сформирована субъективная шкала трудностей.