Общая характеристика методов выбора проекта
Методы выбора проекта – это способы, позволяющие владельцу предприятия оценить привлекательность проекта.
Методы выбора проектов предназначены для того, чтобы владелец компании мог в условиях неопределенности провести оценку привлекательности проекта. Кроме того, выбор проектов сопряжен с проведением оценки альтернатив. Для отыскания лучшего решения применяются модели оптимизации.
Методы выбора проекта можно разделить на две большие категории:
- методы измерения прибыли (сравнительные оценки, экономические модели и т.д.),
- методы оптимизации (математические модели, которые используют нелинейное, линейное, динамическое, целочисленное программирование, нейросетевые технологии, генетические алгоритмы и т.д.).
Применение методов выбора проектов предусматривает, что необходимо выбрать проект из портфеля – то есть набора проектов, признанных потенциально интересными для исполнения. Чтобы выбрать проект, их приходится оценивать и ранжировать с помощью метрик. Выбор производится с помощью разных методов и критериев выбора – конкретный их перечень зависит от предметной области и в большинстве случаев носит экспертный характер.
Элементом общего менеджмента является анализ альтернативы «покупать или производить». Он проводится для того, чтобы понять, эффективно ли собственное производство продукта. Путем сравнения расходов (прямых и косвенных) приобретения продукции у внешнего поставщика и собственного производства формируется вывод о том, как действовать более рационально. Однако при принятии подобных решений во внимание должны приниматься не только нужды отдельного текущего проекта, но и общие перспективы организации. Например, с точки зрения одного проекта покупка оборудования может представляться неэффективной – но если организация реализует много проектов, то это оборудование можно использовать и там, что сделает его эффективным.
В методы выбора проекта входят способы оценки привлекательности проектов с позиций инициаторов или инвесторов. Также осуществляется выбор альтернативных способов реализации проектов. Таким образом, методы выбора проектов применяют, чтобы определить, какой из проектов и каким образом будет реализовать организация. Основными критериями отбора проектов выступают:
- актуальные цели,
- относительная новизна,
- открытость результатов,
- высокая полезность результатов – главный критерий, без которого остальные не имеют смысла.
Критерии выбора проекта
Все критерии выбора проектов можно разделить на группы:
Критерии оценки реальности проекта:
- правовые (нормативные) критерии, к которым относят нормы международного и национального права, требования стандартов и конвенций, патентоспособность и т.д.,
- ресурсные критерии, включая технологические, научно-технические, производственные, финансовые (объем и источники привлечения финансов),
Количественные критерии, которые позволяют оценить, целесообразно ли осуществлять проект:
- соответствие целей реализации проекта целям развития деловой среды в целом (на длительную перспективу),
- финансовые последствия и риски – ожидаются ли инвестиционные издержки, снижение объема производства или продаж, изменение цен в результате осуществления проекта,
- мера устойчивости проекта,
- состояние деловой среды и вероятность осуществления сценария,
Финансово-экономические количественные критерии, которые позволяют осуществить выбор из проектов, реализация которых признана целесообразной (критерии приемлемости):
- чистая текущая стоимость проекта,
- ожидаемая прибыль,
- рентабельность,
- период окупаемости,
- внутренняя норма прибыли,
- чувствительность прибыли к различным параметрам – таким как горизонт (срок) планирования, изменения во внешней среде, ошибкам оценки.
Чтобы снизить риск ведения инновационной деятельности, компания в первую очередь должна тщательно оценить предлагаемый для осуществления проект. Под действием объективных и субъективных причин оценка проекта для разных компаний может отличаться: для одной организации он будет привлекательным, а для другой – нет. К таким причинам относятся, например:
- территориальное размещение организации,
- уровень компетентности работников по направлениям проекта, необходимость в дополнительном обучении,
- обеспеченность основными фондами и их состояние.
От этих моментов зависит результативность проекта, но их количественная оценка затруднена (а иногда и вовсе невозможна), поэтому приходится принимать их во внимание на этапе отбора проекта. Поскольку каждое конкретное предприятие обладает своим набором факторов, влияющих на проектную эффективность, нельзя сформировать универсальную систему оценки проектов. Некоторые факторы применимы для большинства инвестиционных компаний. Это позволяет выделить следующие критерии оценки проектов:
- цели, стратегия, политика и ценность предприятия – насколько проект вписывается в цели и стратегию развития компании,
- маркетинг – исследования рынка, подтверждающие потребность в проекте, выявляющие конкретные группы будущих потребителей,
- финансы – оценка прибыльности проекта во взаимосвязи с другими разрабатываемыми проектами. Иногда приходится отклонять эффективные проекты из-за того, что имеющихся в распоряжении компании ресурсов недостаточно для их реализации. Не всегда стоит концентрировать все имеющиеся возможности в одном проекте, поскольку это повышает риски,
- НИОКР - при проверке проекта следует учитывать, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно,
- производство – предполагается, что оценке подвергаются окончательные издержки выпуска продукции, с учетом цен на сырье и материалы, комплектующие и полуфабрикаты, энергию, оплату труда, ставки амортизации и т. д.