Формулирование проблем
Любую проблему лучше всего рассматривать как возможность решить недостатки в процессе работы. Наличие проблемы в разных отраслях деятельности организации можно определить, если ответить на ряд стандартных вопросов о следующих параметрах:
- цель организации;
- ожидания работников;
- что работники хотят улучшить в деловых отношениях;
- в каких областях рабочего процесса исполнителям не хватает времени на работу;
- что работники ценят в работе и в организации;
- что работники не любят в работе;
- какие есть жалобы;
- что ожидают руководители от сотрудников;
- что руководители хотят изменить;
- какие процессы требуют слишком много времени;
- какие ситуации приводят к снижению эффективности;
- какие этапы работы плохо структурированы и организованы;
- какие еще есть возможности для получения прибыли;
- как снизить затраты и увеличить прибыль;
- какие творческие идеи можно воплотить в процессе работы;
- как повысить конкурентоспособность продукции;
- как увеличить уровень продаж;
- как расширить ассортимент;
- как лучше работать с жалобами клиентов;
- как улучшить качество рекламы и т.д.
Ряд вопросов может быть продолжен в зависимости от основных нужд организации. Эти вопросы становятся первой ступенью для выявления проблемных областей в рабочем процессе.
Далее необходимо четко сформулировать проблемы. Для правильной формулировки можно применять несколько методов.
Серия вопросов. При формулировании проблемы она записывается в виде вопроса: «Каким образом можно сделать…?» Затем формулировка варьируется, ключевые слова заменяются синонимами, чтобы выявить дополнительные возможности решения. Формулировку расширяют, если нужно увидеть больше альтернатив и перспектив, или сужают, если нужно решить конкретную задачу в узкой области (затем задачу делят на подзадачи и прописывают к ним аналогичные вопросы).
Бритва Оккама. Суть метода состоит в трех шагах:
-
Проводится мозговой штурм, собирается большое количество идей для выявления проблемы (этот шаг пропускают, если проблема с самого начала выявлена и сформулирована хотя бы в общих чертах).
-
Из списка идей, полученных в результате штурма, отбираются те, с которыми можно работать. Таким образом круг идей сужается.
-
Точно формулируется проблема (пишется так, чтобы ее видели все участники штурма, затем все участники корректируют ее по отдельности, группируют ответы) и начинается обсуждение возможных решений. Здесь важно обсудить то, какой именно результат нужно получить после решения проблемы.
При применении метода соблюдается принцип бритвы Оккама, который звучит как афоризм: «Сущности не стоит умножать без необходимости».
Древовидная диаграмма. Обеспечивает рассмотрение проблемы как систему подпроблем. Строится иерархическая диаграмма, которая отражает центральную идею (результат, к которому надо стремиться) и препятствия. Ее элементами становятся методы решения проблемы, причины проблемы и следствия из нее. Выглядит диаграмма следующим образом:
Рисунок 1.
Этот метод обеспечивает охват множества средств по решению проблемы, позволяет наглядно увидеть соотношение между целью и средствами.
Процесс анализа проблем
Сложносоставные проблемы особенно трудно решать. Поэтому очень важно рассмотреть структуру подобных проблем. В каждом конкретном случае необходимо рассматривать проблему со всех сторон и достаточное количество времени. И только после всестороннего анализа можно подбирать подходящие методы решения проблемы.
Для группового анализа проблем используются следующие способы:
Диаграмма «рыбьи кости». Была разработана в Японии в 50-х годах ХХ века, представляет собой сведение воедино причин и следствий проблемы. Диаграмма называется так потому, что на первый взгляд напоминает остов рыбы. В общем виде диаграмма выглядит так:
Рисунок 2.
Диаграмма делит причины на несколько уровней. Цифрами обозначены: 1 – общая система причин, 2 – следствие (формулировка проблемы). Буквы А, В, С… обозначают основные причины. Буквы А1, В1, С1… - причины 1 подуровня; А2, В2, С2… - причины 2 подуровня. Подуровней может быть больше.
Следствие обычно изображается в виде «хребта» скелета, но оно становится результатом взаимодействия всех основных и второстепенных причин.
Данная диаграмма сейчас используется в области контроля качества во всем мире, но может применяться и к другим областям менеджмента.
Диаграмма шести слов. Это метод определения сути проблемы в виде ответов на вопросы:
- Why – Почему;
- What – Что;
- When – Когда;
- Where – Где;
- Who – Кто;
- How – Как.
Вопросы позволяют последовательно определить ситуации, когда проблема возникает, а когда – нет. Это позволяет рассмотреть проблему со всех сторон. Чтобы использовать данный метод, необходимо четко определить изначальную проблему.