Прогнозирование при принятии решений
Неопределенность внешней среды ставит организацию в такие условия, что при принятии решений прогнозирование становится необходимым.
Прогнозирование – это разработка прогнозов (научно обоснованных суждений о будущих состояниях исследуемого объекта, об альтернативах развития, сроках жизни и т.д.).
Прогнозирование при принятии решений означает оценку перспектив развития ситуации, которые могут сложиться после реализации решения. Прогнозирование основывается на анализе текущей ситуации в организации и во внешней среде. Цель прогнозирования – определить тенденции, которые воздействуют на организацию и рынок. В зависимости от области рассмотрения прогнозирование делят на следующие типы:
- экономическое (описывают общее состояние экономики на определенный период);
- технологическое (описывают будущие технологии, нововведения с точки зрения эффективности, трудоемкости, экономичности и т.д.);
- конкурентное (описывают стратегию поведения конкурентов на рынке, их долю рынка, уровень продаж, новые товары и т.д.);
- о состоянии товарного рынка (описывают положение на рынке с точки зрения влияния политики, экономики, экологии, уровня дохода потребителей, демографии и т.д.);
- социальное (описывает отношение потребителей к организации, товару).
Источники для составления прогнозов – это информация, полученная из бухгалтерской отчетности, статистические данные, оперативные данные, научно-техническая документация, лицензии, патенты, внешние источники информации (СМИ, интернет).
Основные этапы прогнозирования представлены на схеме.
Рисунок 1.
Существует много типов прогнозирования, все существующие методы принято делить на три группы:
- количественные;
- качественные;
- неформальные.
Рисунок 2.
Количественные методы включают:
- математические методы (экстраполяция, анализ временных рядов, анализ динамических рядов),
- причинно-следственное моделирование.
Качественные методы используются, когда нет полной информации о ситуации. Основа данной группы методов – экспертные оценки. Сюда включают:
- эвристические, экспертные методы;
- прогнозирование по аналогии;
- логическое прогнозирование;
- функционально-логическое прогнозирование.
Экспертные методы применяются во всех категориях менеджмента. Эксперты являются профессионалами в какой-либо области и оценивают ситуацию на основе своего опыта и интуиции.
Прогнозирование по аналогии используется очень часто. Если есть аналогия между текущей ситуацией и предыдущей, можно предсказать, как будет развиваться текущая ситуация.
Неформальные методы прогнозирования основаны на информации, которая собирается разными путями: вербальной, письменной, полученной в результате шпионажа.
Моделирование в ходе принятия решений
Моделирование ситуаций – широко используемый метод, помогающий принимать управленческие решения. Моделирование подразумевает исследование проблемы с помощью построения модели, изучения ее свойств и поведения. После всестороннего анализа модели полученные сведения переносятся на реальную ситуацию. Модель является абстрактным объектом, который приводят в соответствие с исследуемой ситуацией.
При принятии решений используют следующие типы моделирования:
- концептуальное (модели – это схемы, которые отражают представления о том, какие переменные в ситуации наиболее существенны для принятия решения и как они взаимодействуют, какие между ними связи);
- математическое (ситуация представляется в виде формулы, набора математических символов и выражений; такие модели удобны для количественного анализа, они показывают влияние элементов внутри ситуации на конечное решение);
- имитационное (с помощью компьютера воспроизводят алгоритм работы сложных систем или объектов во времени, имитируется их поведение, составные элементы; при этом сохраняется структура объекта, последовательность процессов также соблюдается).
Построение любой модели включает в себя несколько этапов:
- Описание объекта. Это предварительное описание, которое максимально приближено к реальным параметрам. Данный этап – основа для последующих описаний.
- Формализация объекта. На основе описания выделяются наиболее важные характеристики объекта, которые влияют на его работу. Затем определяют управляемые параметры и те, которые не поддаются контролю. Выделяют систему ограничений, строится схема или математическая функция. Таким образом словесное описание заменяется абстрактным (формальным) и упорядоченным. 3. Проверка адекватности. Проводятся расчеты, по их результатам принимают решение о применении модели на практике, либо о корректировке модели.
- Корректировка. Сведения об объекте уточняют, корректируют параметры абстрактной модели. Затем снова проводится оценка адекватности.
- Оптимизация. При соблюдении параметров адекватности модель стараются упростить. Таким образом можно получить более простую модель, но работающую по тем же принципам. Меняется форма модели, но не содержание. Основные показатели для оптимизации: затраты ресурсов, время на исследование, время для принятия решения с помощью модели.