Теоретические аспекты взаимодействия государства и бизнеса
Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса – это способы, которыми осуществляется коммуникация между бизнесом и государством (включая материальные, финансовые и информационные потоки).
Современная экономика представляет собой результат взаимодействия между рыночными механизмами, общественными силами и элементами государственного регулирования. Конкретные формы и масштабы сфер влияния государства, общества и рынка определяются рядом факторов:
- развитием общества,
- научными достижениями,
- уровнем знаний,
- применяемыми технологиями.
Традиционно в экономических исследованиях ставился вопрос о том, в какой мере государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Системные представления об этом складывались в те исторические периоды, когда ученым удавалось выявить господствующие тенденции экономического развития. В результате формулировались конкретные рекомендации о том, какие формы и методы государственного влияния позволят провести эффективную экономическую политику. Но со временем ситуация менялась, и рекомендации переставали быть действенными.
К настоящему времени сложилось несколько концепций, по-разному отвечающих на вопрос об оптимальном взаимодействии бизнеса и государства.
Исторически первой научной концепцией стал меркантилизм, сторонники которого провозглашали необходимость активного государственного вмешательства в экономические процессы для обеспечения роста богатства в формате накопления денег (драгоценных металлов).
На смену меркантилизму пришла школа физиократов с концепцией laisser faire («позвольте делать») – принципом невмешательства. Формирование этой школы было обусловлено тем фактом, что предприниматели уже накопили первоначальный капитал, рынки окрепли, а государственные ограничения из поддержки превратились в препятствия развитию. По мнению физиократов, государственное участие должно было быть минимизировано, в идеале – сведено к охране права собственности.
По мере переноса центра анализа от торговли к производству сложилась классическая школа. Ее сторонники считали, что должна быть установлена экономическая свобода, а государство может вмешиваться в экономику для реализации трех функций:
- ограждение общества от внешних вторжений и насилия,
- ограждение членов общества (по мере возможности) от угнетения и несправедливости со стороны других членов общества (путем создания системы правосудия),
- учреждение общественных сооружений и организаций, которые нужны не отдельным лицам, а обществу в целом, и затраты на которые невозможно покрыть частным лицам.
Марксизм предполагал отказ от частной собственности и использования рынка в пользу общественной собственности и централизованного планового регулирования.
Неоклассическая школа концентрировалась на микроуровне, за счет чего была создана теория рыночного равновесия. В рамках неоклассической школы были высказаны предположения, что государство своим вмешательством только нарушает пропорции, поэтому роль государства должна сводиться к контролю за монополиями и производству общественных благ.
Кейнсианство, возникшее в ответ на вызовы Великой Депрессии, обосновало необходимость проведения денежно-кредитной политики в дополнение к бюджетной.
Современный неолиберализм исходит из принципа «конкуренция везде, где возможно; государство – там, где необходимо», а монетаризм предлагает две модели координации экономики:
- централизованное руководство, опирающееся на принуждение,
- добровольное сотрудничество.
Государственные закупки
Государственные закупки – это процесс приобретения товаров, работ или услуг на бюджетные средства для удовлетворения нужд государства.
Государственные закупки охватывают множество рыночных сфер, потому что для обслуживания государственного аппарата требуются различные товары, работы и услуги – от канцелярских товаров до стройматериалов и автомобилей.
Система государственных закупок подвержена разнообразным коррупционным угрозам. Действительно: когда человек приобретает товар для себя, он заинтересован в том, чтобы найти самое выгодное предложение (самую низкую цену). Когда решение принимает одно лицо (чиновник), а плательщиком является другое (государство), интереса в экономии нет – и за вознаграждение «себе лично» чиновник может согласиться на покупку по завышенной цене (так называемая схема «отката»). Поэтому проведение государственных закупок должно быть жестко регламентировано законодательно и подвергнуто тщательному контролю. Так, в России они проводятся в виде открытых конкурсов (тендеров), сведения о которых в обязательном порядке размещаются на специализированных площадках.
Государственно-частное партнерство
Общемировой тенденцией в последние годы становится активизация отношений между бизнесом и государством в формате совместного решения экономических проблем. Это трансформирует государственную роль, а также приводит к расширению влияния частного сектора в условиях глобализации.
Под государственно-частным партнерством понимают организационный и институциональный альянс между:
- государством,
- частными компаниями,
- международными финансовыми организациями,
- банками,
- другими институциональными образованиями,
создаваемый для реализации значимых для общества проектов.
Основными формами реализации государственно-частного партнерства являются:
- контракты, которые заключаются между частной фирмой и государством для осуществления необходимых и полезных обществу видов деятельности,
- аренда в классической форме или в виде лизинга,
- концессия – передача частному партнеру определенных функций и правомочий,
- соглашения о разделе продукции,
- совместные предприятия (акционерные общества или совместные предприятия, в которых стороны имеют доли).