Технология процесса управления– это порядок взаимодействия управленческих работников, технических средств управления и информации при выполнении определенной управленческой деятельности. Можно сказать, что технология процесса управления определяет:
С помощью данной технологии каждый этап процесса управления может быть разделен на ряд операций и процедур.
Классификация технологий управления, представляющих собой способы и процессы для реализации функций управления приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация управления по технологии процесса управления
Содержание технологии управления определяется видом и сложностью объекта управления, квалификацией персонала и видами используемых технических средств. Отметим, что в рамках одного предприятия могут использоваться несколько технологий управления.
Выделяют следующие технологии процесса управления:
Операция – это первичный (или минимальный) элемент процесса управления.
Под операцией понимают законченное действие, которое выполняется вручную или же с помощью технических средств и направлено на достижение поставленных целей. В настоящее время выделяются три ключевых метода друг с другом сочетания операций:
Совокупность логически взаимосвязанных и приводящих к достижению определенной задачи операций – это процедура. Процедура может быть как формальной, т.е. закрепленной в каких-либо нормативных актах, так и неформальной. Пример формальной процедуры - прием на работу нового работника, пример неформальной процедуры - ведение переговоров с партнерами по бизнесу.
Классифицировать процедуры и операции можно по ряду различных критериев.
Во-первых, процедуры и операции управления делят на:
Во-вторых, по степени автоматизации их делят на ручные, автоматизированные и автоматические процедуры и операции.
В-третьих, управленческие операции и процедуры по содержанию подразделяются на:
Таким образом, в данной статье представлена классификация, которая обобщает информацию по технологиям управления. Актуальность вопросов изучения технологии процесса управления и в наше время не вызывает сомнений, поскольку эффективно организованный процесс управления позволяет создать условия для рационального функционирования всех подразделений предприятия, что в конечном итоге выражается в высококачественной продукции, выполнении в срок всех работ и заказов, получении высокой прибыли, необходимой для текущей работы организации, ресурсосбережении и ее дальнейшего развития и т.п.