Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы науки менеджмента

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Изучение науки менеджмента необходимо начинать с изучения общеметодологических подходов познания. Такие общенаучные методы, как системный и комплексный подходы, моделирование, эксперимент, сочетаются со специальными индивидуальными и групповыми методами такими, как функционально-стоимостной анализ, метод экспертных оценок, метод «Дельфи», расчетно-аналитические методы и т. д.

Общеметодологические подходы

При комплексном подходе решение проблемы рассматривается с различных точек зрения: экономической, правовой, организационной, социальной, технической, экологической и др. С точки зрения этого подхода мы не можем рассматривать ситуацию только лишь с одной стороны, необходимо учитывать разнонаправленность менеджмента при решении задачи. Комплексный подход предусматривает привлечение специалистов разного профиля, применение форм кооперации и интеграции их деятельности при разработке управленческих решений.

Что касается системного подхода в науке менеджмент, то объект менеджмента рассматривается как единое целое, как выражение взаимосвязи подсистем и элементов системы, взаимосвязи системы с внешней средой, в данном случае с ее частью – деловой средой. В результате такой взаимосвязи возникает синергетический эффект.

Ретроспективный подход. Подход на данный момент мало изучен и в менеджменте, и в других науках. Ретроспективный подход дает представление об организации с исторической точки зрения, с точки зрения развития ее характеристик во времени, выявления исторических тенденций развития организации, т. к. историческая предопределенность оказывает значительное влияние на настоящее и будущее.

Инновационный подход – это позиционирование организации как инновационно-активного субъекта управления, разрабатывающего и применяющего новые знания для совершенствования управленческой и политической деятельности. Данный подход позволяет организации находиться «в организационном тонусе», тем самым определяя ее готовность к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Готовые работы на аналогичную тему

Моделирование. Необходимость применения данного подхода возникает при вероятности возникновения кризисных состояний в развитии любой организации и необходимости их предотвращения. При этом происходит моделирование вероятных вариантов развития событий и возможность обыграть их последствия.

Научный метод

Менеджмент как наука имеет научное исследование. Фундаментом процедуры научного исследования является научный метод, впервые использованный на практике школой научного управления. Он состоит из трёх этапов:

  • наблюдение. Это сбор и анализ объективной информации по проблеме и ситуации.
  • гипотеза. Формулированием гипотезы исследователь выявляет альтернативы их последствий для ситуации и делает прогноз, на основании этих наблюдениях. Целью выступает установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
  • верификация (подтверждение достоверности). На этом этапе исследователь проверяет гипотезу, наблюдает за результатами принятого решения.

Основные методы сбора информации:

  • эксперимент;
  • тестирование, анкетирование и интервьюирование;
  • изучение документации организации.

Существуют два типа эксперимента: активный и пассивный. Активный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство экспериментатора в процесс для создания нештатных ситуаций и последующее наблюдение за поведением объекта. В этом случае активный эксперимент позволяет выявить слабые места, касающиеся управления организацией. Однако проведение активного эксперимента требует высокой квалификации исследователя и высоких затрат, также необходимо учитывать, что проведение подобного рода экспериментов может негативно отразиться на результатах работы всей организации.

Пассивный эксперимент предполагает простое наблюдение за работой сотрудников, где исследователь просто фиксирует какие-либо данные. Однако, несмотря на его простую задачу, пассивный эксперимент является наиболее эффективным, т. к. позволяет собрать большое количество необходимой информации о деятельности организации в целом и ее подразделений, не требует высокой квалификации исследователя, проводящего наблюдения, но предъявляет высокие требования к научным сотрудникам, осуществляющим методическую подготовку пассивных экспериментов. С точки зрения влияния на процесс деятельности организации, то проведение пассивного эксперимента мало отражается на нем.

Методы анкетирования и тестирования наиболее эффективно можно использовать, изучая отдельные аспекты деятельности организации, не требуют больших финансовых затрат. Важная функция этих методов в том, что они являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. Что касается интервьюирования, то в отличие от анкетирования и тестирования, этот метод требует личного контакта с сотрудниками организации и используется для получения дополнительной информации.

Частные методы науки менеджмент

Методы групповых решений. Данные методы используются группой для формулирования проблемы, разработки возможных альтернатив и выбора решения, способствуют генерации идей, увеличение возможности принятия правильного решения за счет суммы знаний о проблеме и приложения общих сил для ее решения. Среди методов можно отметить: «Адвокат дьявола», «Многосторонняя защита», «Мозговая атака», «Морфологический анализ», метод мозгового штурма, метод номинальной группы и т. д.

Методы оптимизации управленческих решений. Данный метод имеет тесную связь с предыдущим методом и представляет собой разработку способа выбора решения, обеспечивающего получение наиболее выгодного значения выбранного критерия (прибыль, доход, качество, затраты, цена, сроки и т. д.). Этот метод также имеет согласование с экономико-математическими методами.

Методы принятия управленческих решений. Здесь также используются индивидуальные и групповые методы принятия решений, среди которых методы номинальной группы, планирования, согласия, «Дельфи», опытный, интуитивный, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа и пр.

Метод прогнозирования формирует наши представления о возможных состояниях организации. Здесь можно выделить метод экстраполяции, на основе которого в контексте существующего состояния объекта выявляется тенденция его состояния в будущем. Прогнозирование состояния организации необходимо, сочетая различные методы.

Социологические методы. На основе изучения общественного мнения мы можем говорить о состоянии организации, росте или падении их влияния на общество, ее популярность и известность. Важная функция социологических методов состоит в обеспечении обратной связи в процессе управления и реализации контрольной функции управления.

Сравнительный анализ (метод аналогии) позволяет выявить характерные особенности определенной организации, сравнивая ее с аналогичными или похожими объектами.

Перечисленные методы используются не только в менеджменте, они характерны для экономической теории, формируя мировоззрение руководителей и специалистов в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмент.

Взаимосвязь предмета и метода науки менеджмента можно представить схематично (см. схема):

Схема

Взаимосвязь предмета и метода науки менеджмента

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Лана Тарасова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис