Значение и классификация целей управления
Цели характеризуются структурным и процессуальным подходами, имеют свои принципы и методы реализации. С точки зрения этих подходов в зависимости от критериев цели как научная категория классифицируются следующим образом (см. табл.):
Таблица
классификация целей управления">
Из таблицы мы видим, что самое главное и распространенное деление целей – это деление по критерию временных рамок. Длительный период времени связан со стратегическими целями, на основе которых рождаются конкретизирующие среднесрочные и краткосрочные цели. Такая декомпозиция целей предстает в качестве «дерева целей» (на диверсифицированном производстве «деревья» превращаются в «рощу целей»).
Что касается конечной цели менеджмента, то она состоит в обеспечении прибыльности. Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности её производственно-бытовой деятельности, которая достигается путём минимизации затрат (расходов на сырьё, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.
Прибыль создаёт определённые гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Задачи управления предприятием
На основе поставленных целей формируются задачи менеджмента как определенные, небольшие шаги, необходимые для достижения целей. Необходимо отметить задачи менеджмента как науки, среди которых можно выделить разработку, экспериментальную проверку и применение на практике научных подходов, методов и принципов, обеспечивающих надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или индивидуума с целью выпуска конкурентоспособного товара.
Одна из важнейших задач менеджмента, позволяющая обеспечить прибыльность организации – это организация производства товаров (услуг) на основе имеющихся ресурсов и с учетом потребностей клиентов. Производство товаров (услуг) в рамках материальных и человеческих ресурсов организации способствует и обеспечению рентабельности деятельности организации, и созданию, и последующему сохранению, ее стабильного положения на рынке. Необходимо также отметить, что в настоящее время, в условиях рыночной экономики, актуальная задача менеджмента состоит в систематическом поиске и освоении новых каналов рынка.
По мере увеличения масштабов производства, усложнения внешней среды задачи менеджмента становятся более сложными. Как следствие, производство требует все больше ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и др. Также в зависимости от специфики менеджмента цели и задачи управления имеют различное значение.
Основные задачи менеджмента следующие:
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- установка целей развития и функционирования организаций и разработка мероприятий для достижения этих целей;
- организация производства товаров (услуг) с учетом спроса потребителей;
- использование труда сотрудников с более высокой квалификацией;
- мотивация и стимулирование работников организации путем улучшения соответствующих условий труда и системы оплаты;
- выявление необходимых ресурсов, а также источников их обеспечения;
- контроль по эффективности деятельности предприятия и за выполнением поставленных задач.
Практическая сторона проблемы, процесс управления предприятием, все время сопряжено с необходимостью эффективного решения комплекса задач. В этом комплексе можно выделить основные виды задач управления:
- управление производством;
- управление финансами;
- управление сбытом и снабжением;
- управление кадрами;
- управление внутренними службами.
Каждый из перечисленных видов задач управления в зависимости от особенностей организации может состоять из значительного числа отдельных задач. Подобные задачи возникают и требуют решения при управлении организациями различного масштаба. Решение всех этих задач обеспечивается традиционными средствами бухгалтерского учета, в котором можно выделить минимум три вида:
- оперативный учет. Являясь основным поставщиком данных остальным видам учета, обеспечивает надежный и качественный сбор первичной информации;
- управленческий учет. Данный вид учета направлен на получение информации с целью детального анализа деятельности предприятия, прогностической деятельности и принятия решений на основе полученной информации;
- бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет занимается обеспечением получения необходимой бухгалтерской отчетности.
Специфика принятия решения на поставленные задачи в средних и крупных организациях является необходимость использования данных управленческого учета.
Управленческий учет – это система сбора, обработки и предоставления информации высшему руководству для принятия ими различных управленческих решений.
В этом проявляется его главное отличие от традиционного финансового (бухгалтерского) учета, который ориентирован, главным образом, на внешнюю среду – акционеров, кредиторов, фискальные органы. Современная система бухгалтерской отчетности все меньше начинает отвечать требованиям руководства к полноте, достоверности и оперативности информации, являющейся важнейшим элементов при принятии решения. Таким образом, управленческий учет – это информационный инструмент контроллинга, который представляет собой концепцию управления деятельностью организации путем реализации циклической последовательности действий. Элементы циклической цепи:
- оценка текущего состояния объекта;
- принятие управленческих решений;
- создание плана реализации принятых решений;
- контроль воплощения плана;
- анализ нового состояния.
Отметим, что для организаций особенно важна комплексность при решении всех видов задач управления.