Проектный бизнес - это разновидность экономической деятельности, которая нацелена на получение прибыли в результате разработки и реализации проекта.
Определение проектного бизнеса и методики построения его модели
В последнее время в общей системе бизнеса усилились позиции, так называемого, проектного бизнеса. Он представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, которую ведут экономические субъекты с целью получения прибыли в результате разработки и реализации проекта.
Проектный бизнес следует рассматривать как модель, которая характеризуется определенным набором своих параметров. При этом в действующих стандартах и современной литературе пока не сложился единый подход к построению модели проектного бизнеса. Одни специалисты предлагают описывать проектный бизнес в основном через процессы, другие - через функции и т. д.
Методикой построения модели проектного бизнеса, которая объединила в себе несколько разных подходов, является методика, предложенная в объектно-ориентированном анализе и программировании. С помощью этой методики сначала можно создать модели различных бизнес-систем, а потом на их основе разработать электронные программы, которые позволят автоматизировать работу бизнес-системы.
Преимущество рассматриваемой методики заключается в универсальности. Она специально была разработана как универсальный способ, который может быть использован для разработки и реализации проектов в различных системах (т.е. не только в бизнесе).
Основные понятия методики построения модели проектного бизнеса
В основу методики построения модели проектного бизнеса положены следующие термины, которые в нынешней теории управления проектами могут быть интерпретированы через определенные слова-эквиваленты:
- класс - объект, субъект, элемент, компонента;
- свойства - параметры, характеристики, область знания, область управления;
- метод - процесс, операция, функция;
- события - риски, согласования, утверждения, инициативы, предложения, кризисы.
В соответствии с рассматриваемой методикой вся бизнес-система представляется в виде совокупности компонентов, которые обозначаются как классы. Класс представляет собой объединение элементов, которые обладают родственными признаками.
Отношения между классами построены по иерархическому принципу. Кроме того, один класс может содержать в себе различных представителей, которые обозначаются как объекты.
Если модель проектного бизнеса изображать графически, то каждый класс будет представлен в виде отдельного прямоугольника. В случае сдвига класса по иерархии вниз происходит сдвиг прямоугольника по горизонтали и по вертикали.
Если классы принадлежат одному уровню иерархии, то их месторасположение относится к одному горизонтальному уровню.
Важной характерной чертой методики построения модели проектного бизнеса является описание каждого класса через свойства, методы и события. При этом нужно иметь в виду, что все объекты одного класса имеют один и тот же список свойств. А значения одного свойства могут быть разными для разных объектов.
При помощи термина «методы» называют операции, которые могут быть выполнены в отношении представителей класса. Все объекты, которые принадлежат к одному и тому же классу, предполагают использование одного и того же списка методов. Использование методов предоставляет возможности для создания новых объектов, изменения свойств или закрытия уже существующих объектов.
В отношении любого объекта могут происходить события. Список событий так же, как и для свойств и методов, является одинаковым для всех объектов одного класса.
Нужно отметить, что модель может быть построена в отношении не только нового проектного бизнеса, но и уже существующего. В данном случае стоит вести разговор о реорганизации бизнеса (проекта), о внесении в него изменений, которые предоставят возможность для наиболее эффективной его адаптации к новым условиям внешней окружающей среды.
Пример использования терминов из методики
Для того чтобы лучше усвоить терминологию методики построения модели проектного бизнеса, рассмотрим конкретный пример использования терминов, которые были перечислены и раскрыты выше.
Так, в качестве отдельного класса можно рассмотреть «образовательные сайты». Данный сайт, где размещена эта статья, является объектом этого класса.
В качестве свойств образовательных сайтов могут выступать владелец, разработчик, год создания, количество разделов и др. В отношении образовательного сайта можно применить такие методы, как открыть, прочитать, рекомендовать другу и т.д. С образовательными сайтами также могут происходить такие события, как завершение разработки, опубликование в Интернете, обновление и др.
Следовательно, методика построения модели проектного бизнеса может быть использована в практической деятельности, если, например, суть проекта будет состоять в разработке образовательного сайта. Применение методологии проектного управления, которая предполагает рассмотрение образовательного сайта в качестве проекта, позволит назначенным исполнителям своевременно закончить его создание и обеспечить соответствующий уровень его качества для пользователей с учетом выделенного бюджета.
Таким образом, в настоящее время разработана специальная методика построения модели проектного бизнеса. Ее применение позволит предпринимателям и менеджерам организовать дело в виде проекта, что позволит в наибольшей степени удовлетворить все предъявляемые требования. Причем само моделирование - важный этап, во время которого можно своевременно учесть все аспекты и устранить потенциально возможные проблемы на пути реализации проекта.