Общесистемные принципы менеджмента качества
Принципы менеджмента качества – это всесторонние и фундаментальные убеждения или правила, которые лежат в основе руководства организацией, а также ее деятельности, цель которых – долгосрочная непрерывная работа, ориентированная на удовлетворение нужд потребителей и учет потребностей всех заинтересованных сторон.
При рассмотрении общесистемных принципов менеджмента качества нужно понимать, что главный основополагающий исходный принцип состоит в том, что целевая система управления качеством (как и системный менеджмент качества) должен выступать как органичная составная часть системы управления предприятием (соответственно, системного управления предприятием). Иными словами, система менеджмента качества не должна функционировать в отрыве от других систем управления. В связи с вышесказанным в первую очередь следует перечислить объективные принципы управления, актуальные и для управления качеством:
- сбалансированный демократический централизм,
- сочетание коллегиальности и единоначалия,
- ответственность,
- материальное и нематериальное мотивирование персонала,
- активное и заинтересованное участие сотрудников в управлении,
- делегирование полномочий,
- преемственность.
К основным общесистемным принципам управления относятся:
- целенаправленность, которая реализуется через формирование набора подсистем, служащих достижению установленных целей,
- делимость, которая достигается путем декомпозиции системы на элементы или подсистемы,
- иерархичность, для которой создается многоуровневая структура системы, осуществляется делегирование полномочий по уровням управления (цех, отдел, участок, бригада и т.д.),
- комплексность, которая обеспечивается взаимосвязью между всеми формируемыми подсистемами, элементами, иерархическими уровнями, стадиями жизненного цикла продукции и всем комплексом экономических, организационных, социальных, производственных, научно-технических и других мероприятий, служащих целям менеджмента качества,
- взаимосвязанность, которая требует взаимной увязки систем менеджмента качества и других систем управления предприятия. К методам достижения этого положения относятся определение приоритетов целей и признание взаимосвязанных целей функционирования нескольких систем, реализация взаимосвязанных процессов для достижения этих целей,
- замкнутость управленческих процессов (общих функций менеджмента качества), которая реализуется благодаря выполнению в системе, ее подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включающего планирование и прогнозирование, координацию и организацию, мотивацию, контроль,
- систематичность, которая состоит и в постоянном выполнении всего комплекса работ по управлению качеством, длительность их действия и долговременность,
- преемственность, необходимая не только при первичном создании системы, но и при ее последующем функционировании и улучшении. Ее выражением может быть применение передового зарубежного и отечественного опыта в сфере менеджмента качества,
- доходчивость и простота, которые служат для понимания каждым сотрудником вопросов обеспечения конкурентоспособности и управления качеством не только отдельных видов продукции, но и предприятия в общем. Это крайне важно в условиях свободного рынка.
Принципы менеджмента качества Э. Деминга
В своем исследовании «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» Э. Деминг сформулировал 14 постулатов управления качеством, отражающих концепцию требований к поведению менеджеров:
- Улучшение качества продукции и услуг должно стать постоянной целью осуществления деятельности.
- Ни в какой сфере деятельности нельзя допускать дефекты.
- От поставщиков следует требовать гарантии качества на поставляемые ими виды продукции. Для этого целесообразно пользоваться статистическими методами.
- При заключении контрактов на поставки продукции нельзя руководствоваться только низкой ценой.
- Перед изготовителем стоит задача обнаружения и решения проблем в сфере качества.
- Весь персонал предприятия должен проходить обучение.
- Нужно использовать новейшие методы управления.
- У сотрудников не должна формироваться боязнь перед ответственностью за допускаемые в работе ошибки. Если человек боится своего начальника, он не сможет нормально участвовать в двустороннем сотрудничестве, не будет проявлять инициативу. Обиженная покорность не способствует повышению качества работы.
- Необходимо устранить препятствия и барьеры в деятельности отделов.
- Все используемые призывы и лозунги должны быть подкреплены реальными действиями. Пустые лозунги только вызывают негатив коллектива.
- Недопустимо оценивать деятельность персонала количественными нормами.
- Подлежат устранению все причины, способные снизить чувства гордости и уважения к своей профессии у сотрудников.
- Стремление к образованию (включая самообразование) и обучению должно поощряться.
- Высшее звено руководителей должно четко определить для себя обязательства в сфере качества.
Концепция Деминга может быть проиллюстрирована треугольником с вершинами:
- «все – одна команда» (выражается постулатами 8 и 9),
- «научный подход в менеджменте качества» (постулаты 7, 10 и 11),
- «одержимость качеством» (постулаты 1-6, 12, 13, 14).
Э. Деминг выделяет «пять смертельных недостатков», присущих многим менеджерам корпораций. Эти недостатки приводят к неудачам в сфере менеджмента качества:
- отсутствие четко сформулированных постоянных целей,
- ориентация на получение мгновенной выгоды без анализа долгосрочных последствий,
- высокая текучесть среди руководителей высшего звена,
- проведение ежегодных оценок деловых качеств персонала,
- предпочтение руководства к использованию очевидных количественных показателей.