В менеджмента коучинг может быть использован с целью повышения эффективности работы персонала организации.
На практике, когда сотрудник сталкивается с определенной проблемой, руководитель может использовать инструменты коучинга, чтобы вдохновить подчиненного на самостоятельный поиск вариантов решения проблемы.
Рассмотрим различные инструменты коучинга, которые могут быть использованы руководителям современной организации.
«4 этапа»
Это - самый простой инструмент, который может быть использован в любых проектах, при решении любых проблем, а также для достижения практически любых целей. Как правило, данный инструмент предполагает использование простых, но достаточно эффективных вопросов:
- чего Вы бы хотели достичь?
- каким образом можно этого добиться?
- как Вы себя поведете, если что-то пойдет не так?
- что должно получиться в итоге?
Перечисленные вопросы – это своеобразные этапы движения к основной цели, включающие постановку цели и вдохновение на поиск правильного пути, а также конечную реализацию запланированного проекта.
«Квадрат обратной связи»
Данная модель также отличается простотой в применении, ее удобно использовать тогда, когда сотрудник испытывает сложности в решением задач, чтобы вывести его из возникшего затруднения. Модель также предполагает получение ответов на ряд вопросов:
- Какова цель, которую Вы бы хотели добиться?
- Как Вы сможете исправить сложившуюся ситуацию?
- Какие возможности откроются перед Вами после таких исправлений?
- Чему Вы научились в процессе решения данной проблемы?
Иногда в данный инструмент включается еще один вопрос – что можно сделать лучше в следующий раз? С помощью этого вопроса, у сотрудников развивается глобальное мышление, а значит он сможет применить полученный позитивный опыт в дальнейшей своей деятельности.
Модель GROW
Данная модель довольно часто используется как основа коучинга, она включает основные этапы, содержащие множество уточняющих вопросов:
- G- постановка желаемой цели. Для этого могут быть использованы вопросы, ответы на которые помогут человеку осознать свое отношение к этой цели, понять собственные сомнения и страхи, уточнить ожидания. Иногда, на данном этапе человек осознает, что поставленная цель ему не интересна, а значит имеет смысл направить все усилия в другое русло.
- R- характеристика текущей ситуации, анализ ресурсов, которые имеет человек и которые могут ему помочь для достижения поставленной цели. Здесь важно понять, насколько цель далеко от реальности, достижима ли она вообще и какими ресурсами нужно воспользоваться для ее достижения.
- О- описание препятствий и барьеров, которые могут помешать достижению целей. При этом задача коуча и клиента понять, почему именно эти препятствия могут считаться таковыми. Очень часто препятствия являются попросту надуманными, цель коучинга – плавное «растворение» подобных барьеров и освобождение пути к желаемой цели. На данном этапе проводится анализ необходимости личностных изменений сотрудника, наличие и реальность рисков, уровень влияния окружающей среды и потребность в необходимых ресурсах. Оценка вышеперечисленного завершается описанием вариантов дальнейшего поведения.
- W- собственно описание способа достижения цели. Для слишком отдаленных целей целесообразно ее разделение на подцели, предполагающие конкретные сроки их реализации. На этом этапе определяется, действительно ли выбранный путь является самым оптимальным и приведет к эффективному результату. Особое внимание следует уделить детальной и подробной проработке всех деталей выбранного пути. Любопытным является тот факт, что подобная работа может открыть новые стороны скрытые ресурсы и в самом человеке, а значит способствует развитию внутреннего потенциала.