Стратегический консалтинг
Стратегический консалтинг - это комплекс мероприятий и мер, направленных на подробный анализ и изучение перспективных проектов, которые способствуют развитию бизнеса компании. Также стратегический консалтинг является частью разработки и реализации этих проектов, поэтому его осуществлению уделяют особое внимание.
Несмотря на то, что данное направление является одним из значимых и приоритетных, некоторые руководители и владельцы бизнеса задаются вопросом, стоит ли пользоваться услугами стратегических консультантов. Эксперты не дают однозначного ответа на данный вопрос, но работа в рамках консалтингового менеджмента является одной из значимых, поскольку благодаря ей руководители могут достигать значимых целей.
В пользу работы с консультантами говорят следующие аргументы:
- У компании отсутствует опыт разработки поэтапной стратегии, и поэтому руководители чаще всего не понимают, с чего начать и как подступиться к задаче. Поэтому в данном случае консалтинг становится вариантом, который позволяет компании выйти на качественно новый уровень, «прокачав» себя и своих сотрудников;
- Собственник замечает, что компания развивается, но немного не в том направлении, как ему самому хотелось бы. Для того чтобы разработать более грамотную стратегию развития предприятия, он обращается к стратегическим консультантам, так как полагает, что своими силами компания попросту не обойдется;
- Консультанты, обладая достаточным опытом и уровнем знаний, могут передавать сотрудникам компании методики, которые в дальнейшем используются при разработке стратегии.
Также консалтинг в стратегическом менеджменте требуется тогда, когда необходима разработка стратегии, которая впоследствии будет презентована стратегическому инвестору/банку или инвестиционному фонду/управляющей компании или совету директоров холдинга. В таком случае ожидается, что стратегические консультанты смогут не только обеспечить подготовку качественной стратегии, но и профессиональную подготовку презентации проекта. Но не стоит думать, что это необходимо лишь новичкам. Очень часто опытные руководители и разработчики бизнес-стратегий обращаются за помощью к специалистам в деле стратегических разработок, поскольку они не только получают квалифицированные консультации, но и в целом имеют возможность «прокачать» свои навыки руководителя, посмотреть со стороны на свои ошибки.
Руководство и собственники предприятий нуждаются в профессиональной консультации в области стратегии. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем убедиться: стратегия, которая уже разработана и внедрена в компании, адекватна рыночным возможностям и внутренним ресурсам компании. В условиях экономической нестабильности этот аспект очень важен, ведь многие компании не до конца понимают всей сложности и противоречивости сложившейся ситуации. Из этого получается, что разрабатываемые стратегии и ориентации не могут быть исполнены в принципе, поскольку социально-экономическая реальность к ним не готова. Поэтому работа со специалистами – это важнейший фактор развития бизнеса, которого не стоит бояться и избегать, а стоит лишь чаще к нему прибегать.
Плюсы и минусы консалтинга в стратегическом менеджменте
Ряд менеджеров предприятий жалуются на то, что работать в рамках консалтинга – это очень дорого, и не всегда затраты окупаются. Но следует помнить о том, что хороший стратегический консультант – это врач в бизнес-сфере. Он не только может помочь компании справиться с имеющимися проблемами, но и сделает все для того, чтобы предприятие вышло на качественно и количественно новый уровень. Хороший консультант всегда будет стремиться сделать так, чтобы вы остались довольны его работой, поэтому если он сам видит, что не может создать для вас пользу, то он скажет об этом сразу. Ведь в противном случае может пострадать самое дорогое, что у него есть – его репутация.
Услуги действительно опытного специалиста стоят немало. Поэтому будьте готовы к значительным тратам на первых порах. Но они обычно окупаются, поскольку компания, которая работает в соответствии с откорректированной стратегией, в дальнейшем способна приносить существенный доход акционерам. Отличить плохого консультанта от хорошего можно, если внимательно изучить его характеристики и некоторые детали работы.
Во-первых, сами не исключайте вероятность ознакомиться с литературой, которую пишут для консультантов. В них описываются основные принципы работы специалиста, а также то, как консультант должен работать, общаться с клиентом, с чего обязан начинать свою деятельность. Таким образом, вы и сами окажетесь на месте этого человека, а значит сможете рассуждать о работе консультанта не просто как наблюдатель, а как лицо, которое погрузилось в рабочие моменты.
Во-вторых, если компания строит свою работу исключительно на инструментальном подходе, то здесь следует немного насторожиться. Обязательным условием для подготовки качественной стратегии является свежий взгляд на все происходящее. Инструментальный подход – это скорее отработанные шаблоны, которые с одной стороны удобны, поскольку универсальны, но с другой стороны они совершенно неадаптируемы под особенности отдельно взятых предприятий.
С практической точки зрения консалтинг в стратегическом менеджменте был и остается одним из приоритетных направлений развития предприятия. Необходимо прорабатывать ключевые болезненные точки, учитывать специфику развития компании, ее возраст, состав, куда входят эксперты с различных отраслей. Руководство компании ведет переговоры с консалтинговыми компаниями самостоятельно или подключая к ним топ-менеджеров и менеджеров. При этом процессу выбора инструментов работы предшествуют исследования сотрудников и оценка текущего состояния компании.