Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Менеджмент банка: типы структуризации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Менеджмент банка: типы структуризации
Содержание статьи

Понятие типа структуризации в менеджменте банка

Определение 1

Тип структуризации в менеджменте банка – это способ образования, выявления организационной или функциональной структуры.

Для любых организаций характерно разделение труда. Даже если вместе работает всего два человека, чтобы эффективнее продвигаться к общей цели, им нужно разделить между собой выполняемую работу. Подобное разделение труда называется горизонтальным, оно позволяет повысить производительность труда. В небольших компаниях оно, как правило, весьма условно и не формализовано. В более крупных организациях горизонтальное разделение труда достигается за счет образования выполняющих специфические задания подразделений. Подразделения могут иметь разные названия:

  • отделы,
  • сектора,
  • службы и т.д.

Подразделения – как и организации, в которые они входят – представляют собой группы людей, осуществляющих деятельность, направленную на достижение общих целей. Для этого вводится вертикальное управление, при котором руководители одних подразделений координируют работу руководителей других подразделений. Они, в свою очередь, могут отвечать за координацию работы руководителей третьих подразделений. Результатом такого вертикального деления становится образование уровней управления. Сущность управления состоит именно в описанной координации.

Определение 2

Организационная структура предприятия – это логическое соотношение между функциональными областями и уровнями управления, которое используется для достижения стоящих перед организацией целей. Ею определяется система подчинения и состав общей иерархии управления предприятием.

Требования к структуризации в банке

Готовые работы на аналогичную тему

Организационные структуры на разных предприятиях реализуются в разных формах. На выбор альтернативы влияют:

  • характер деятельности организации,
  • объем производственной или торговой деятельности,
  • форма организации управления,
  • соотношение между децентрализованной и централизованной формами управления,
  • соотношение между территориальной и отраслевой формами управления,
  • уровень автоматизации (механизации) управленческих операций,
  • квалификация работников.

К организационным структурам предприятия предъявляется ряд требований:

  • изготовление и реализация продукции выступают результатом функционирования структуры управления. Они должны отвечать требованиям непрерывности, пропорциональности, прямоточности, параллельности, ритмичности. В банке речь идет не о производстве, а о формировании банковского продукта, в котором могут быть задействованы разные подразделения. Например, при выдаче кредитов важен как процесс согласования кредита, так и непосредственно операции по зачислению средств на счет,
  • количество структурных элементов (подразделений) должно быть минимизировано таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование. Аналогично для количества уровней управления,
  • организационная структура должны быть гибкой, легко перестраиваемой, когда происходят изменения во внешней среде,
  • между элементами системы, а также между внешней средой и системой должна действовать четкая коммуникация,
  • перед организационной структурой стоит задача обеспечения высокой эффективности функционирования банка.

В процессе формирования организационной структуры во внимание нужно принимать и степень управляемости.

Определение 3

Степенью управляемости называют соотношение между сложностью объекта управления и управляющей способностью органа управления.

Управляемость может быть нормирована. Нормы управляемости служат для того, чтобы установить число подразделений и работников, которые могут подчиняться одному руководителю (либо органу управления) для обеспечения эффективности управления. Нормы управляемости отличаются для низшего, среднего и высшего звена. Чем выше звено, тем меньше непосредственных подчиненных должно быть.

Классификация банковских структуризаций

Организационные структуры могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по типу бюрократии,
  • по степени адаптивности,
  • по уровню централизации.

Исходя из данных оснований, можно назвать большое количество разных видов организационных структур. На практике можно выделить два часто применяемых направления структуризации:

  • по ресурсному принципу,
  • по результатам деятельности.

В зависимости от того, какое направление было выбрано, формируется тот или иной тип структуризации:

  • иерархическая структуризация (линейная или с двумя-тремя уровнями управления),
  • традиционная функциональная (продуктовая, технологическая) или линейно-функциональная структура,
  • матричная, бесструктурная или инновационная,
  • дивизиональная (рыночная, региональная) или холдинговая.

В российской практике господствуют линейно-функциональная и иерархическая структуры. Иерархическая структуризация стала популярной еще в 1920-х – 1930-х, в годы индустриализации. Тогда эти системы были срисованы на наиболее успешных зарубежных предприятиях (вместе с технологиями и станками).

В банковской практике линейно-функциональная структура удобна только для мелких банков. Иерархическая структура также может применяться в неразвитой филиальной сети небольших региональных банков. В таком случае используется непосредственное прямое подчинение отделов руководителям высшего звена.

Для банков, имеющих широкую продуктовую линейку, более типична узкая специализация отделов и способов применения ресурсов. Если деление производится по технологическом принципу, имеет место технологическая структура.

Начиная с 1980-х крупные компании перешли на дивизиональную структуру. Если банковская организация выбирает централизованную схему управления, то все решения возлагаются на головной офис. В частности, это относится к вопросам найма, увольнения работников, продвижения их по карьерной лестнице. Дивизиональная структура разгружает руководителей, вынужденных принимать оперативные решения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис