Понятие малого бизнеса и компетенций
Малый бизнес – это бизнес, который базируется на предпринимательской деятельности небольших компаний, малых предприятий, формально не входящих в состав объединений.
Малый бизнес характеризуется:
- небольшой численностью работников;
- сферой деятельности, в которую входят преимущественно услуги или небольшие производства.
К критериям, которыми определяется малое предприятие, относят:
- численность работников;
- сумма уставного капитала;
- объем прибыли;
- сумма активов.
Компетентность – это сумма качеств и способностей, приобретенных человеком в процессе обучения и работы над собой.
Компетенция – это предметная область, в которой специалист должен свободно ориентироваться.
С позиции бизнесменов, профессиональными компетенциями называют способность субъекта профессиональной деятельности к выполнению определенной работы, в соответствии с должностной инструкцией. Должностная инструкция представляет собой ряд задач и стандартов их выполнения, принятых внутри организации или отдельной отрасли. Такая точка зрения перекликается с позицией представителей британской школы психологии труда, которые преимущественно придерживались функционального подхода, в соответствии с которым, профессиональные компетенции рассматривались в качестве способности совершать действия, соответствующие стандартам выполнения работы. Такой подход концентрируется не на личностных характеристиках, а на стандартах деятельности и базируется на характеристике задач и ожидаемого результата. Представители американской школы психологии труда в свою очередь были сторонниками личностного подхода – они ставили на первое место личностные характеристики, позволяющие человеку добиться результата в работе. С их позиции, ключевые компетенции можно описать стандартами KSAO, включающими:
- знания;
- умения;
- способности;
- прочие характеристики.
Требования к личности менеджера малого бизнеса
Малый бизнес характеризуется неформальным исполнением руководства, непосредственностью и открытостью менеджера к подчиненным и наоборот. В связи с этим руководителю необходимо иметь определенные качества, характерные для лидера в малом бизнесе:
- менеджер должен быть харизматичен и гибок в работе, должен уметь прогнозировать события и работать, учитывая происходящие во внешней среде изменения;
- менеджер должен обладать способностью создавать и эффективно продвигать рабочие группы;
- менеджер должен помнить, что нельзя руководить подчиненными по отдельности, нужно воспринимать целостную группу, поддерживать и общаться со всеми;
- менеджер должен учитывать отношения в коллективе в своей работе, поддерживать и развивать творческую атмосферу;
- менеджер должен иметь возможность влиять на своих подчиненных;
- менеджеру необходимо уметь обучать и профессионально продвигать своих подчиненных;
- менеджер должен помнить, что он главный, поэтому несет ответственность за результат своей работы и творческую и дружескую обстановку в команде.
Всеми названными выше требованиями характеризуется грамотный, умный, профессиональный менеджер, который может управлять коллективом и рабочим процессом в малом бизнесе наиболее эффективно и с минимальными потерями.
Роль вузов в процессе формирования ключевых компетенций
Исходя из наличия большого количества предложений по оказанию образовательных услуг, выложенных в интернете, спрос на программу формирования soft skills достаточно высок. В крупных компаниях данный спрос удовлетворяется корпоративными университетами посредством использования внутренних или внешних ресурсов. В небольших компаниях такие внутренние ресурсы отсутствуют. Поэтому на таких предприятиях могут осуществлять следующие действия:
- формирование запроса на определенные программы обучения;
- поиск провайдеров, оказывающих требуемые образовательные или консалтинговые услуги;
- осуществление ознакомления с пакетом предложений провайдера и при необходимости проведение тендера;
- организация проведения обучения и получение обратной связи.
Преимущественно обучение проводят для топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и специалистов заинтересованных подразделений.
Следует обратить внимание на возрастной состав участников обучающих семинаров: в основном, это молодые менеджеры, окончившие вуз совсем недавно. Если учесть, что названные компетенции являются объективно необходимыми и пользуются спросом, вуз может обеспечивать их формирование при прохождении образовательных программ высшего или послевузовского профессионального образования, или создания образовательного продукта, предназначенного для корпоративных университетов, а также организует продвижение данного продукта в рассматриваемом сегменте рынка.
Иными словами, ключевые компетенции топ-менеджеров включают:
- умение работать с целями и собственностями предприятия;
- способность эффективного осуществления внешних и внутренних коммуникаций;
- умение точно подобрать ключевых сотрудников компании и раскрыть наиболее сильные их стороны, которые помогут в ведении бизнеса.
Важнейшие компетенции руководителя, напрямую связанные с обеспечением конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, на сегодняшний день представлены умением эффективно организовывать собственное время и время сотрудников предприятия, то есть персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Невозможно представить длительную плодотворную и результативную работу без умения отдыхать, а инновационность нельзя представить без умения топ-менеджера искать нетривиальные решения.