Лидерство является важным компонентом результативного руководства. Лидер проявляется в группе людей, имеет авторитетное мнение и заслуживает уважение.
Эффективные качества лидера связаны с его организационными способностями и межличностными коммуникациями. Лидер способен воздействовать на сотрудников, пробуждая в них сильные качества характера, сдерживая слабые и непродуктивные чувства.
Для лидера принятие решения происходит либо самостоятельным образом, либо при делегировании задач.
Лидерским решением называют альтернативный выбор, связанный со своей ответственностью за результат выполнения.
Категории принятия решений
Процесс принятия решения подразделяют на две категории:
-
Запрограммированные, является следствием осуществления последовательных шагов и поступках. Схема создается один раз и повторяется периодически при появлении подобных ситуаций. В данной категории низкая инициативность руководителя, иногда она отсутствует полностью.
-
Незапрограммированные, происходят в непредвиденных ситуациях, характеризующиеся нестандартными, неструктурированными и неизвестными факторами. Такие решения не подчиняются единой схеме, здесь важно присутствие лидера, ответственного за собственную инициативу.
Модели принятия решения
Модели принятия решения подчиняются четырехшаговому процессу:
- Обнаружение проблемы. Осуществляется диагностикой, осознанием, актуализацией и сбором необходимой информации.
- Определение проблемы. Осуществляется формулированием и установление причинно-следственных связей.
- Нахождение альтернативы, поиск всевозможных вариантов решения поставленных задач.
- Выбор лучшего решения.
По данным А. Карпова данная модель состоит из следующих этапов:
- нахождение первоначальных величин;
- создание общей базы информации;
- формирование лучшего решения;
- определенность цели в представлении каждого сотрудника;
- коллективное объединение;
- поиск критериев, соответствующих индивидуальным предпочтениям;
- выбор.
Исследователи Саймон и Марч относились с критикой к подобным рациональным моделям, указывая их неточность в когнитивных, политических и организационных факторах. Они выдвинули свою версию понимания процесса принятия решения в виде следующих фаз:
- фаза разведывания, характеризуется выявлением проблем и актуализацией принятия решения;
- Фаза проектирования, осуществляется путем формулирования различных вариантов решения вопросов, полагаясь на собственный опыт;
- фаза выбора, поиск оптимального решения.
Известный в теории менеджмента Генри Минцберг данные модели читает несовершенными, так как в них процессы принятия решений являются формализованными и локализованными во времени. Исследователь предлагает следующую схему принятия решений:
Сначала обдумывание. При определении проблемы осуществляется диагностирование возникших вопросов, затем определяются возможные варианты и выносится решение. Сначала видение. Начинается с процесса подготовки и инкубирования информации, затем характеризуется просветлением и верификацией. Сначала действия. Характеризуется последовательными действиями, затем осуществляется выбор и закрепление решения.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить то, что грамотный лидер умеет привлекать всех сотрудников для решения общих задач, поддерживает их и высвобождает внутренний потенциал, стимулирует проявление чувства сотрудничества и соучастия в общем процессе. Их внимание и проявленный интерес к работе, а также собственная ответственность и гордость за свою компанию имеет огромное значение для эффективности всей организации.