Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие конфликта, его сущности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Конфликт подразумевает такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое можно охарактеризовать их противоборством на базе противоположно ориентированных мотивов (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения) или суждений (мнения, взгляды, оценки).

Замечание 1

На практике можно выделить два достаточных и необходимых условия возникновения конфликта:

  • конфликт возникает всегда содержательно на основе противоположно направленных суждений или мотивов. Наличие подобных мотивов и суждений - необходимое условие появления конфликта;

  • по форме конфликт всегда является противоборством субъектов социального взаимодействия , которое обычно характеризуется нанесением взаимного ущерба (материального, морального, физического или психологического).

Структура конфликта

Структура конфликта в себя включает участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотив конфликта и позицию конфликтующих сторон.

  1. Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживают конфликтующих. Также они называются субъектами конфликта.

    Участники конфликта могут обозначаться в терминах ролевых позиций, в рамках которых в данной ситуации осуществляется взаимодействие их («начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы и дети»). Переход конфликтующих сторон непосредственно к конфликтным взаимодействиям начинается с действий одного из них, а участник конфликта, который проявляет инициативу, является инициатором конфликта.

  2. Предмет противостояния – это собственно то, из-за чего конфликт возникает. Предметы конфликтов отличаются многообразием, охватывают большую часть сфер человеческой деятельности: экономика, семья, идеология, образование, быт. Предмет конфликта сам по себе может быть четким или нечетким (размытым). Предметом конфликта может стать конкретные объекты, конкретные возможности, или какое - либо ценностное утверждение, мнение другого исключающее, а также соблюдение или несоблюдение определенных правил.

  3. Образ конфликтной ситуации представляет собой отображение предмета конфликта в сознании субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация – это те накопившиеся противоречия, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для начала реального противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации среди участников конфликта обычно не совпадает. На развитие конфликтной ситуации могут влиять такие факторы, как:

    • социокультурные факторы, включающие культурные формы разрешения и протекания конфликтов;

    • ситуационные факторы, определяющие направленность конфликта на смягчение или ужесточение, которые учитывают и собственные характеристики участников, и действие третьей силы.

  4. Мотивы конфликта представляют собой внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов взаимодействия к конфликту (мотив выступает в форме потребности, интереса, цели, идеала, суждения).

  5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем участники конфликта заявляют друг другу в процессе конфликтного взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация конфликтов, их основные причины и динамика протекания

Конфликты – это сложное социально-психологическое явление, исходя из чего, их можно классифицировать по разным признакам.

По сфере проявления конфликт может быть: экономическим; идеологическим; политическим; социально-бытовым; семейно-бытовым.

По степени длительности и напряженности конфликт может быть:

  • бурным быстро текущим;

  • острым длительным;

  • слабовыраженным вялотекущим;

  • слабовыраженным быстротекущим.

По субъектам конфликтного взаимодействия выделяют такие виды конфликтов: межличностные, внутриличностные, конфликты типа «личность – группа» или межгрупповые.

По социальным последствиям конфликты делятся на подгруппы:

  • конструктивные, способствующие развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений;

  • деструктивные, препятствующие эффективному принятию решений и взаимодействию.

По предмету конфликт может быть реалистическим или нереалистичным.

По источнику возникновения выделяют конфликты двух типов:

  • объективно обусловленные;

  • субъективно обусловленные.

По сталкивающимся ценностям или интересам конфликты могут быть:

  • «плюс – плюс» (выбор из благоприятных альтернатив);

  • «минус – минус» (выбор из нежелательных альтернатив);

  • «плюс – минус» (столкновение нежелательного и благоприятного выборов).

По степени управляемости конфликт может быть управляемым, слабо управляемым и неуправляемым (стихийным).

По уровню затухания конфликт бывает:

  • спонтанно прекращающийся;

  • прекращающийся под воздействием каких - либо средств противоборствующих сторон;

  • прекращающийся при вмешательстве третьих сил.

Причины конфликтов

Причинами конфликтов являются явления, факты, события, ситуации, предшествующие конфликту и, при некоторых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывающие его.

Причины конфликтов открывают источники возникновения и динамику их протекания.

Их можно условно классифицировать на группы – общие и частные.

Общие причины так или иначе проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся:

  • Социально-политические и экономические – связанные с глобальными противоречиями в экономике и политике (противоречия между богатыми и бедными, между радикалами и консерваторами);

  • Социально-демографические причины, связанные с различиями в мотивах и установках людей разного пола, возраста, этнической группы. (противоречия между мужчинами и женщинами, отцами и детьми, коренным и некоренным населением);

  • Социально-психологические причины, т.е. те, которые описывают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером и окружением, изгоем и группой);

  • Индивидуально-психологические причины, отражающие несходство индивидуальных характеристик личности (противоречия между способными и неспособными, темпераментными и заторможенными личностями).

Частные причины связаны непосредственно с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный или личный характер.

Производственные причины напрямую связаны с профессиональной деятельностью людей. Самыми распространенными из них являются:

  • Распределение ограниченных ресурсов, когда необходимость разделения приводят к недовольству и обидам;

  • Взаимозависимость задач, при которой деятельность одного руководителя или работника зависит от деятельности других работников или группы;

  • Противоположность функционирования, которая выражается в формулировке противоречивых задач у разных производственных подразделений;

  • Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников, приводящая к ситуации, когда одному подчиненному даются противоречивые указания от нескольких начальников;

  • Порочные круги управления, выражающиеся в том, что в организации функции, ответственность и власть не распределены вообще;

  • Различия в целях, представлениях и взглядах проявляются обычно по мере роста организации, проявления в составе ее специализированных подразделений;

  • Различия в способах достижения целей могут приводить к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашений о приемлемых и неприемлемых методах работы;

  • Неудовлетворительные коммуникации, которые сводятся к искажению информации, а в некоторых случаях и использованию ложной информации.

Личные причины связаны обычно с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными и бытовыми проблемами конкретных людей, как участников конфликта.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Оксана Викторовна Семенова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис