Коммуникация в менеджменте выступает в качестве связующего процесса, насквозь пронизывающего все управленческие функции: организацию, планирование, мотивацию и контроль. Сам термин «коммуникация» имеет происхождение от лат. слова «communication», что значит «сообщение» или «связь».
Общепринятое определение коммуникаций звучит следующим образом: коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.
Выделяется множество видов коммуникаций: массовые (телевидение, Интернет, радио, почта и т.п.), маркетинговые, межкультурные и т.д. В менеджменте имеют место управленческие коммуникации.
Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передаётся (информацию) и то, как это передаётся.
Информация – это сведения о чём-либо не зависимо от формы представления их.
Информация в бытовом смысле представляет собой сведения об окружающем мире и в нем протекающих процессах, воспринимаемые человеком или специализированным устройством. Информация в процессе коммуникации передаётся от одних субъектов к другим.
Управленческие коммуникации
Управленческие коммуникации классифицируются на два ключевых вида: организационные и межличностные. Если субъект коммуникации - отдельные люди или группа людей, то коммуникация носит межличностный характер и соответственно называется межличностной – она осуществляется путём передачи фактов, идеей, мнений, восприятий, отношений и т.д. от одного лица к другому в какой-либо другой форме для получения желаемой реакции в ответ.
Процессы коммуникаций, в которых принимают участие работники управленческого аппарата, жизненно важны как связующие звенья между руководителем и подчинёнными его. Процесс коммуникации позволяет руководителю выполнять эффективно свою работу и принимать решения в части выбора наилучшего курса действий для достижения поставленной цели. Организационные коммуникации являются процессом, с помощью которого руководителем развивается система предоставления информации и передачи сведений большому числу людей внутри организации и за её пределами - отдельным индивидуумам или институтам.
Коммуникации делятся на две группы:
- коммуникации с внешней средой, представляющие собой информационное взаимодействие с существующим потребителем и потенциальным клиентом, общественностью, конкурентами, поставщиками и партнёрами, органами государственной власти.
- коммуникации внутри организации, представляющие собой информационное взаимодействие в рамках фирмы, которое может быть как формальным: горизонтальные коммуникации между руководителем и подчинённым, межуровневые коммуникации, коммуникации между руководителями и рабочей группой, так и неформальным.
Содержание перечисленных выше видов коммуникаций приведено в табл.1.
Таблица 1 - Классификация коммуникаций
Коммуникации для руководителей организации значимы по следующим основным причинам:
- руководитель тратит на коммуникации большую часть своего времени (от 75 до 95 % своего времени);
- коммуникация необходима для обеспечения эффективного управления;
- искусство коммуникаций также необходимо для того, чтобы выражать действительность авторитета руководителя;
- хорошо отлаженные организации могут содействовать обеспечению эффективности организации.
Выделяют как основную, так и дополнительные цели коммуникаций (табл. 2).
Таблица 2 - Основная и дополнительная цели коммуникаций
Выделяют следующие способы коммуникаций:
- разговорные (языковые и речевые средства);
- письменные (распоряжения, письма, статьи и т.п.);
- невербальные (пауза, тон речи, акцентированное внимание, движение тела), используются обычно чтобы усилить вербальную коммуникацию.
Невербальные способы коммуникаций в последнее время всё больше привлекают внимание исследователей. Дело в том, что эффективность большинства сообщений создаётся невербальной информацией: интонацией голоса или выражением лица. В особенности проявляется это в случаях, когда словесная часть послания является противоречивой. В данной ситуации слушатель чаще всего полагается на невербальную часть, чтобы значение послания понять. Невербальные коммуникативные способы делятся на группы: атрибуты речи (модуляция голоса, интонации, ритм речи) и улавливаемые на слух, и, воспринимаемые лишь зрительно (мимика, позы, жесты). Ключевые способы коммуникаций имеют ряд положительных характеристик (табл. 3).
Таблица 3 - Достоинства основных способов коммуникаций
Таким образом, без коммуникации невозможно осуществление совместной деятельности, а особенно управление, так как оно использует уже сложившиеся коммуникационные формы и создаёт такие формы коммуникаций, облегчающие как совместную деятельность, так и ее управление. При этом наиболее эффективными считаются только те коммуникации, которые оказывают существенное влияние на процесс управления.