Значение подготовки к публичным выступлениям
Выступление перед публикой случается не только во время научных конференций или политических выступлений. Часто совещания в организации подразумевают доклад о состоянии определенных отделов и результатах деятельности. Чтобы хорошо доложить информацию, необходимо подготовиться. Отсутствие подготовки будет означать, что докладчик не сможет ответить на вопросы, не обладает всей информацией по вопросу.
Предварительная подготовка заключается в нескольких пунктах:
-
определение темы доклада (об издержках, о мотивации персонала, о закупках и т.д.);
-
сбор ключевой и смежной информации (данные, цифры, анализ);
-
выделение основной идеи доклада;
-
выделение подзаголовков с помощью деления основной идеи на несколько составных частей;
-
определение ключевых параметров, которые будут повторяться несколько раз, чтобы слушатели лучше уяснили информацию;
-
составление плана доклада (введение, основная информация, выводы по ней).
После предварительной подготовки можно сделать дополнительные действия:
-
привести все данные в единый вид, выписать их, если числовых данных много и их трудно запомнить;
-
подготовить схемы, графики, иллюстрации, если они необходимы;
-
определить ключевые моменты, по которым могут возникнуть вопросы, и продумать примерные схемы ответов на них;
-
если есть время, прописать полный текст доклада (или хотя бы ключевые точки и выводы).
Вводная часть доклада позволит слушателям вникнуть в ситуацию и составить общее впечатление о докладчике (насколько он компетентен, хорошо ли разбирается в ситуации). Выводы в заключительной части включают в себя ключевые вопросы, затронутые в докладе, и анализ их возможных последствий.
Основным ориентиром при написании доклада должно служить время выступления. Если регламент совещания ограничивает время доклада, это необходимо учитывать. Если в регламенте нет ограничений, нужно помнить, что стандартное время, за которое внимание слушателей не ослабевает – 15-20 минут. Сюда же иногда включается время для ответов на вопросы (или регламент выделяет несколько дополнительных минут после доклада).
Также при подготовке к докладу важно учитывать характер аудитории (количество слушателей, их квалификацию, возраст, опыт работы, чего они будут ждать от докладчика). В зависимости от аудитории некоторые моменты можно откорректировать, чтобы аудитории было легче понять информацию из доклада.
Когда доклад написан, основные тезисы лучше записать на карточки и расположить последовательно. Также полезно проговорить речь вслух.
Внешний вид, место выступления и другие факторы
Если есть возможность изучить место совещания, можно это сделать. Если есть графики, таблицы, диаграммы и т.д., необходимо проверить, хорошо ли место совещания оборудовано для демонстрационных материалов (есть ли проекторы, штативы, подставки и т.д.). От расположения аудитории будет зависеть то, насколько хорошо ей будет видно и слышно докладчика. Важно занять такую позицию, чтобы все слушатели могли увидеть демонстрационные материалы, и чтобы никому не пришлось напрягать слух или зрение.
Если во время доклада предполагается, что докладчик сидит, необходимо следить за осанкой, сидеть прямо, свободно, демонстрировать доброжелательность, открытость для контактов и вопросов. Не стоит сидеть, закинув ногу на ногу, сцеплять руки на коленях.
Внешний вид докладчика определяется спецификой совещания (на высшем уровне оно или нет), а также дресс-кодом организации. В некоторых организациях допустимо приходить на работу в джинсах и футболках, поэтому деловой костюм будет смотреться не к месту. Но стандартные правила этикета рекомендуют не допускать резкого контраста между смыслом доклада и внешним видом докладчика, иначе даже самая серьезная тема может быть плохо понята слушателями. То же относится к ярким деталям в одежде (галстуки ярких цветов, крупные броши или кольца и т.д.): есть риск, что слушатели больше запомнят их, чем смысл доклада.
При заходе в аудиторию и выходе на отведенное место для доклада нужно держаться уверенно, не делать резких движений, идти будничной походкой. В самом начале нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией (именно поэтому рекомендуется не читать доклад с листа, а выучить его и пользоваться карточками). Важно контролировать максимально допустимое пространство. Не стоит сутулиться, стоять в углу аудитории.
Перед началом доклада можно сделать небольшую паузу, чтобы аудитория смогла настроиться на нового докладчика (передвинуть бумаги, разложить демонстрационные материалы, попросить воды). Стоит помнить о значении мимики и жестов: они помогают концентрировать внимание на важной информации. Существуют два правила жестикуляции: не класть руки в карманы, не занимать их посторонними предметами. Руки могут помогать подчеркивать важные выводы или данные в докладе.
Не стоит использовать «защитные» позы: скрещенные руки на груди, сжатые кулаки, заложенные за спину. Двигаться во время доклада можно, но движения должны быть естественными. Движения должны быть короткими, точными, убедительными. Стоит удерживать зрительный контакт, чтобы отследить внимание слушателей.
Мимика лица не должна быть статичной, неподвижной, это вызывает равнодушие и дает лишний повод отвлечься от доклада и докладчика. Каждый переход к новой мысли можно сопровождать небольшим мимическим движением, это помогает расставить акценты в докладе. Можно повторять самые важные данные и выводы несколько раз, но не стоит злоупотреблять излишне яркими, несвоевременными экспрессивными выражениями.
Даже если докладчик - наименее компетентный сотрудник в той сфере, о которой идет речь в докладе, не стоит демонстрировать своего превосходства, говорить свысока тоном «учителя». При ответе на вопросы важно не быть враждебно или саркастически настроенным, воспринимать вопросы необходимо как возможность для подчеркивания самых важных данных и идей из доклада.
Любые неожиданности во время доклада (падение карандаша или стакана воды, внезапная пауза, поломка оборудования) нужно воспринимать спокойно, не выказывать растерянности или свое негативное отношение к происходящему. Можно отреагировать шуткой, обыграть случай в выгодном для себя ключе.