Культура речи руководителя является одним из психологических факторов, который выступает в качестве основы управления. Речь может оказывать воздействие на содержательную сторону мероприятий, ее информативность, точность и понятность влияют на собеседника и позволяют руководителю достигать успехов в управленческой деятельности.
Руководитель компании является не только управленцем - он берет на себя роль оратора для того, чтобы в диалоге поддерживать тему, вызывать у собеседников доверие и демонстрировать свою экспертную позицию в обсуждаемой области. Как правило, с помощью речи руководитель не только общается с подчиненными и партнерами, но и докладывает о существующем положении дел, участвует в конференциях и дискуссиях, где отстаивает позицию компании и ведет предприятие к успеху. Нередко многие опираются на мнении о том, что ораторское искусство и культура речи - это часть имиджа руководителя, его харизмы. Слушатели воспринимают информацию, прислушиваются к ней, становятся собеседниками и стремятся к тому, чтобы лучше узнать интенции и особенности поведения руководителя компании.
Культура речи является частью делового общения и проявляется в виде нескольких важных показателей:
Высокая культура речи руководителя - умение правильно и точно выражать мысли с помощью средств языка. Руководитель должен отвечать на вопросы и демонстрировать знания о деятельности компании не только по заранее заученному или написанному тексту. Чтобы показать себя как специалиста, руководитель должен умело и грамотно отвечать на случайно возникающие вопросы и предложения со стороны коллег. При этом он придерживается нескольких правил и норм, обязательными в ведении диалога и выражении мыслей:
Ораторское искусство выступает в качестве одного из древних направлений знания. Еще во времени античности искусство речи играло важную роль, поскольку люди хранили идеи не в тетрадях и записях, а в памяти. Ораторское искусство помогает не только говорящему, но и слушателю. Грамотная речь, выстроенная вокруг одного смыслового звена, где все части связаны друг с другом, воспринимается намного лучше хаотично выстраиваемых предложений. Публичный человек пользуется ораторской речью, чтобы высказываться в рамках монолога. Говорящий обращается к многочисленной аудитории, стремится убедить силой слова в правильности своего мнения.
Речь оратора особенная, она выстраивается по определенной схеме, есть своя композиция, соприкасаются языковые и неязыковые средства общения. Эксперты выделяют несколько качеств, которые отличаются ораторскую речь от других видов. Прежде всего - обращение к многочисленной аудитории. Речь носит публичный характер, и в ее построении человек должен опираться на идею о том, что сколько людей - столько и мнений. Второй момент - как и любая речь, ораторская состоит из нескольких частей. Это вступление и обращение к аудитории, изложение мыслей и заключение (резюмирование). Риторика как наука объясняет особенности построения ораторской речи. Важная составляющая речи - содержание. Внутренняя энергия слова должна касаться сердец людей, ведь только так слушатели начинают по-новому смотреть на обсуждаемую проблему, проявляют заинтересованность и реагируют на происходящее.
Ораторское искусство постигается руководителями компаний, поскольку благодаря ей они могут высказывать свои мысли и идеи, используя нестандартные механизмы. Агитация, дискуссия, монологи - все это является частью речи руководителя, но важно в построении не переходить на личности, не оскорбить чувства другого человека, а найти точки соприкосновения, которые укажут на возможности плодотворного сотрудничества. Также руководителю требуется особый психологический настрой. Он должен сам верить в свои силы, в силу своих слов и в ту идею, которую он несет в массы. Напряжение воли, заинтересованность в идее - это все просматривается в его словах и действиях во время выступления, и передается аудитории.