Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Этика общения руководителя

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Этика общения руководителя
Содержание статьи

Этические нормы общения руководителя

Определение 1

Этика общения руководителя – это совокупность норм и правил, выступающих регулятором отношений в коллективе и способствующих успешной деятельности компании в достижении ее целей.

Если руководитель не соблюдает этику при общении с подчиненными, велика вероятность, что подчиненные тоже будут вести себя неэтично (как по отношению к руководителю, так и к другим сотрудникам и организации в целом). Если менеджмент не прикладывает усилия к регулированию этичных отношений, этот процесс может приобрести стихийный характер.

Каждый руководитель выбирает для использования тот или иной механизм регулирования этических отношений.

Определение 2

Под механизмом регулирования этических отношений понимают совокупность методов и средств, применяемых для того, чтобы направлять, координировать поведение работников.

В механизме регулирования важная роль отводится нормативному регулированию, состоящему из ряда элементов:

  • на первом этапе происходит определение целей, который нужно осуществить,
  • на втором этапе создается нормативный правовой акт, направленный на достижение указанных целей,
  • на третьем этапе формируются условия для реализации норм, в том числе система контроля за их соблюдением. При этом нужно найти такие меры, которые не будут чрезмерно обременять работника, сковывать его инициативу.

В значительной степени на качество этических норм в организации влияет личность и авторитет руководителя.

Определение 3

Авторитетом руководителя называется его личное влияние на коллектив, приобретенное профессиональными знаниями, трудом, организаторскими способностями, умением работать с людьми, нововведениями.

Авторитет руководителя зависит от наличия культуры общения, выражающейся в нормах профессиональной этики. К этим нормам можно отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

  • демократизм в общении с подчиненными,
  • доступность и открытость к общению руководителя,
  • внимательность,
  • способность к созданию товарищеской доверительной атмосферы,
  • корректность и вежливость в общении,
  • ответственное отношение и точность,
  • аккуратность и подтянутость,
  • организованность и четкость поведения.

Нормы служебной этики являются внешней стороной поступков. Без соответствующей внутренней основы, выражающейся в нравственных убеждениях и установках, они не будут работать, не помогут руководителю построить эффективное общение с коллективом.

Особое место в системе правил общения с людьми играет культура речи. Она включает такие компоненты:

  • умение и навыки правильно формулировать мысли,
  • оптимальный темп речи,
  • уместную эмоциональную окраску слов,
  • владение мимикой и жестами.

Если речь руководителя невыразительная, несвязная, он не сможет убедить людей, обеспечить высокую эффективность общения. Сквернословие в речи начальников недопустимо – ни по отношению к подчиненным, ни по отношению к третьим лицам.

Умение хорошо говорить тесно связано с навыками логичного мышления. Необходимой предпосылкой его формирования является эрудированность, развитость умений анализировать и размышлять. Полезной будет практика в ораторском искусстве и активное пополнение лексикона.

Этические эталоны и образцы в общении руководителя

Руководителю в своем общении целесообразно опираться на ряд эталонов и образцов:

  • нужно ориентироваться на превращение организации в сплоченный коллектив, в котором действуют высокоморальные нормы общения. Сотрудники в таком коллективе приобщены к целям организации. Единственный способ сформировать для человека психологически комфортную среду – дать ему возможность идентифицировать себя с коллективом. Однако не следует требовать полного слияния и растворения, каждый сотрудник остается личностью, желающей получить уважение к своей индивидуальности,
  • если возникают трудности или проблемы, связанные с недобросовестностью работников, руководитель должен выявлять причины ее возникновения. Если подчиненный недостаточно компетентен, не нужно его постоянно этим попрекать, намного эффективнее мотивировать его на развитие и создать соответствующие условия. При этом можно опираться на сильные стороны личности,
  • неуместно закрывать глаза на ситуации, когда подчиненные не выполняют распоряжения. С одной стороны, это прямое невыполнение руководителем своих обязанностей, с другой – сигнал подчиненному, что ему удалось провести начальника. Если работник не получит замечание, то с большой долей вероятности в следующий раз опять не захочет делать работу; эту порочную практику могут перенять и другие сотрудники;
  • критика и замечания подчиненному должны отвечать требованиям этических норм. Руководителю важно собрать полную информацию о конкретном инциденте. В первую очередь, нужно дать сотруднику возможность самому объяснить причины произошедшего. Форма общения должна быть корректной, а сам разбор лучше проводить без свидетелей, один на один (из уважения к достоинству и чувствам человека, пусть даже и провинившегося),
  • нельзя критиковать человека (личность) – только его действия, поступки и решения. Критика индивидуальных черт демотивирует («раз я такой плохой, буду вести себя соответственно»), в то время как критика поступка – путь к исправлению и недопущению ошибок в будущем,
  • эффективно прятать критику между комплиментами. Такой прием называется «бутерброд». Его применение снижает негативность восприятия, уменьшает вероятность рьяного протеста со стороны критикуемого,
  • руководитель не должен лезть с советами в личную жизнь подчиненных, даже если его прямым образом просят об этом. Если совет окажется неудачным, человек может затаить обиду, обвинить в провале руководителя, что негативно скажется на авторитете и уважении в рабочих ситуациях,
  • отношение к подчиненным должно быть по возможности ровным, без выделения «любимчиков» и «изгоев»,
  • распределение вознаграждений должно базироваться на справедливости и зависеть от заслуг в рамках конкретного проекта (временного отрезка), а не каких-то давних достижений и личных отношений.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис