Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Барьеры в межличностных коммуникациях

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Коммуникации, решения и конфликты / Барьеры в межличностных коммуникациях
Содержание статьи

Человек, являясь элементом коммуникации — это сложный и чувствительный «получатель» информации, имеющий свои желания и чувства, жизненный опыт. Полученная информация им может вызвать внутреннюю реакцию разного рода, которая, может усилить, исказить или полностью блокировать ему посланную информацию.

Адекватность информационного восприятия зависит во многом от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров в процессе общения. В случае появления барьера информация искажается или же теряет свой изначальный смысл, а иногда вообще к получателю не поступает.

Сущность появления барьеров в коммуникациях

Различия в восприятии одних и тех же стимулов могут быть противоположны диаметрально. Примером искаженного восприятия действительности являются фобии – это иррациональный этап страха. Они могут возникать на пустом месте, из ничего, помимо воли и без видимой на то причины. На человека наваливается тот всепоглощающий ужас, который его заставляет совершать неадекватные действия и поступки. При этом, человек понимает, как глупо он себя ведет, и что спокойствие окружающей ситуации не располагает нисколько к радикальным действиям с его стороны, но поделать с собой ничего не может. Врачи называют это панической атакой, а эти люди абсолютно нормальны, которые во остальном находятся в полной гармонии с миром. Данное заболевание не вызывает изменений личности, как к примеру, шизофрения, помимо этого, больные фобиями не страдают прочими типами расстройств психики. Это в большей степени не психические, а психологические расстройства, определенная реакция человека на повышенное давление внешней среды.

По мнению исследователей, во время приступа, несмотря на все разнообразие страхов, на самом деле людей пугает только две вещи – страх смерти и же страх выглядеть нелепо на людях, терять сознание, кричать и т. д. Сегодня насчитывается около 400 видов фобий. Наиболее часто встречается агорафобия, представляющая собой страх открытого пространства и людных мест. Одна из ее разновидностей – боязнь общественного транспорта. На втором месте обычно выделяют клаустрофобию – страх замкнутого пространства, проявляющуюся как боязнь ездить в лифтах, оставаться дома одному. На третьем месте - страх нападения.

Восприятие и коммуникационные барьеры

Восприятие определяет то, испытывает ли человек потребности, и каковы в данной ситуации ожидания его.

Фактически все то, что в действительности происходит, влияет на поведение лишь в той мере, в какой самим человеком это воспринимается.

Например, если менеджер организации желает мотивировать персонал для достижения организационных целей, то ограничиваться только созданием поощряющих условий он не должен. Обязательно следует сообщить работникам, что желаемое поведение позволит им удовлетворить их индивидуальные потребности. Без адекватного восприятия таких сообщений персонал никогда не будет себя вести соответствующим образом. Отрицательное восприятие менеджмента является одной из причин серьезных трудностей во всех переменах, пусть объективно они даже для работников полезны.

Один из барьеров может возникнуть из-за конфликта между сферами компетенции и ключевыми суждениями индивидов –получателя и отправителя. Одна и та же информация людьми часто интерпретируется по-разному в зависимости от их опыта. Расхождения в базовых суждениях – причина избирательного восприятия информации в зависимости от потребностей, круга интересов, эмоционального состояния и окружения. Отметим важность данной характеристики при информационном обмене. Очевидно, что во многих случаях люди принимают только часть информации, которая до них дошла из-за барьеров в восприятии. При этом информация, которая вступает в противоречие с опытом или усвоенными ранее понятиями, часто воспринимается не полностью, или искажается в соответствии с усвоенными понятиями или имеющимся опытом.

Другой барьер определяется социальными установками людей. Установки оказывают влияние на поведение и восприятие смещается. Если человек имеет отрицательный опыт взаимодействия с некоторыми людьми или организациями, то это значит, что на коммуникационный процесс повлияла установка людей. Коммуникационный климат может формироваться в зависимости от отношений друг к другу партнеров в информационном обмене. От позитивного или негативного окрашивания ощущений, возникающих при этом, зависит стиль общения и частота контактов в будущем. Если менеджер в отношениях с другими не создает позитивной атмосферы, то это ведет к снижению обмена информацией, может привести к антагонизму, недоверию и самозащите. Установлено, что чем открытость участвующих в обмене информацией выше, тем удовлетворение от контакта весомее.

Коммуникативные барьеры и их виды

Помимо описанных выше барьеров коммуникации выделяют ряд коммуникативных барьеров:

  1. Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, религиозные, политические и профессиональные различия могут привести к разной интерпретации того или иного понятия и идеи в передаваемом сообщении.
  2. Барьеры непонимания обычно включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьер.
  3. Фонетический барьер напрямую связан с недостатками речи, среди которых:
  • слишком тихая речь, которая вызвана сочетанием волнения и неправильного дыхания, при этом уже на расстоянии нескольких метров плохо слышно. Если сообщение особой важности не представляет для собеседника, то он и слушать не будет. Но если партнер по общению достаточно заинтересован, то очевидна вероятность неправильного понимания;
  • слишком быстрая речь: коммуникатор свое сообщение барабанит, затрудняет слушателям особенно при чтении текста следить за мыслью;
  • заметные паузы: «ну», «э...э», «известно»;
  • слишком монотонная речь, которая внимание усыпляет;
  • проглатывание слов: затихание в конце предложения голоса приводит к тому, что слушателям услышать каждое слово труднее, что риск ошибки повышает.

Семантический барьер непонимания обычно связывают с различиями для участников общения в системах значений. Это более общая проблема, чем проблема жаргона и сленга. Зачастую непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются различные значения и возникает спор, который не имеет объективного основания, а связан с разным пониманием смысла. Чтобы в этом убедиться, можно спросить нескольких человек, кто такой идеалист. Некоторые скажут, что это человек с идеалами, а остальные — что он является сторонником идеализма. Будут правы и те и другие, поскольку слова многозначны, а тезаурусы у участников общения различные. Необходимо постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в то или иное понятие.

Стилистический барьер непонимания разрушает нормальную межличностную коммуникацию и возникает при несоответствии ситуации общения и стиля речи коммуникатора или актуального психологического состояния партнера по общению и стиля речи. Так, научный стиль речи в рабочей аудитории неуместен, а официальный деловой стиль речи — в доверительной беседе.

Логический барьер непонимания может возникать в случаях, когда предлагаемая коммуникатором логика рассуждения, его партнеру по общению кажется неверной, противоречит ему присущей манере доказательств или слишком для него сложна. В психологическом плане это свидетельствует о существовании множества логик и логических доказательных систем. Многие выделяют «мужскую» логику, соответствующую в основном формальной логике, начало которой заложено еще Аристотелем, и «женскую» логику, которая не совпадает с ней, но логична по-своему.

  • Эмоциональные барьеры возникают в случаях, когда, получив от коммуникатора информацию, человек занят больше своими чувствами или предположениями, нежели чем реальными фактами. Слова имеют сильный эмоциональный заряд, иногда даже говорят об энергии слова. Они рождают ассоциации, вызывающие реакцию на уровне эмоций. Для преодоления данного барьера применяется ряд психотехник, одна из которых — очищенный от эмоций, пристрастий, амбиций взгляд на ситуацию, когда человек видит то, что перед ним и воспринимает то, что говорится.
  • Сообщество экспертов Автор24

    Автор этой статьи

    Автор статьи

    Эксперт по предмету «Менеджмент»

    Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
    как работает сервис