Понятие коммерческого риска
Коммерческий риск в рыночных условиях – это неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности в любой сфере.
Под риском понимается возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и использования бюджета предприятия.
Риски бывают следующих типов:
- производственный, состоящий в вероятности неисполнения заключенных договоров, возникновении непредвиденных расходов или потери имущества,
- коммерческий, выражающийся в не реализации имеющихся товаров, ценовых изменениях, увеличении издержек обращения, потерях товаров,
- кредитный,
- финансовый,
- инвестиционный,
- рыночный.
От риска могут возникать различные потери:
- трудовые,
- материальные,
- финансовые,
- специальные (специфические).
Под коммерческим риском понимают риск, который возникает в процессе реализации товара или услуг, купленных или произведенных предпринимателем.
Основные причины возникновения коммерческого риска:
- снижение объема реализации вследствие снижения потребности или спроса на товар, который реализует компания. Это может быть обусловлено, в частности, введением ограничений по продажам, вытеснением рассматриваемого товара прямыми или косвенными конкурентами, невостребованностью в связи с внешними условиями (например, в теплую зиму снижается спрос на газ),
- рост закупочных цен во время реализации предпринимательского проекта,
- незапланированное уменьшение объемов поставок. Это приводит к сокращению масштаба реализуемого проекта, увеличению средних расходов (за счет того, что условно-постоянные расходы распределяются на меньшее число единиц товаров или услуг),
- потери товаров (в том числе вследствие естественной порчи, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.д.),
- утрата товаром качества в процессе обращения (хранения, транспортировки), что приводит к сложностям реализации или снижению цены,
- повышение издержек обращения по сравнению с плановыми вследствие выплаты отчислений, штрафов, пошлин в большем объеме, чем ожидалось. Это приводит к тому, что прибыль фирмы снижается (или увеличиваются убытки).
В состав коммерческого риска входят следующие разновидности рисков:
- риски, связанные с реализацией товаров и услуг на рынке,
- транспортные риски - связанные с процессами транспортировки,
- риски, связанные с процессом приемки товара покупателями,
- риски, связанные с утратой покупателем платежеспособности,
- риски возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Каждый из рассмотренных рисков имеет внутреннее деление. Так, например, классификация транспортных рисков впервые была систематизирована Международной торговой палатой в Париже в 1919 году, а унифицирована в 1936 году. По степени ответственности транспортные риск делятся на четыре группы: C, D, E, F. Каждая группа (кроме Е) в свою очередь делится на подгруппы.
Способы уменьшения коммерческих рисков
Коммерческие риски тесно связаны с применяемыми компаниями логистическими моделями. Полностью избавиться от рисков невозможно, поскольку они порождаются угрозами, возникающими на стыке внутренней корпоративной среды и внешней рыночной (как в отношениях с поставщиками, так и в отношениях с покупателями).
Обобщенно можно выделить три способа уменьшения коммерческих рисков:
- методы избегания рисков. Это не очень эффективный метод, он уместен только применительно к высокому уровню опасности. Он позволяет избежать угрозы, но в то же время гарантированно не получить прибыль,
- методы принятия рисков,
- специальные методы снижения рисков.
Наибольший интерес представляют именно методы последней группы. Применительно к коммерческо-сбытовой деятельности получили распространение следующие методы снижения рисков:
Диверсификация, то есть распределение состава правовых и деловых отношений, средств между различными объектами взаимодействия. Желательно, чтобы эти объекты обладали разными характеристиками и не были связаны между собой. Диверсификация способствует снижению риска за счет того, что даже если исходящая от объектов угроза реализуется, то вряд ли от всех сразу. Диверсификация может быть следующих видов:
- диверсификация поставщиков. В результате тендера для каждого товарного наименования или группы можно выбрать основного поставщика и несколько резервных (дублирующих, потенциальных). В случае проблем с поставками от основного поставщика фирма может обратиться к резервным,
- диверсификация ассортимента. В продуктовом портфеле компании должны быть наименования, характеризующиеся разнонаправленным спросом со стороны разных покупателей. Иными словами, чтобы при снижении спроса на один из товаров возрастал спрос на другой,
- диверсификация покупателей,
Лимитирование, то есть применение системы ограничения объема сделки в случае выявления или наступления определенных условий. Лимитирование может относиться к максимуму по:
- объему сделок с одним контрагентом,
- размеру товарных запасов,
- коммерческому кредиту одному покупателю,
Страхование, сущность которого заключается в перекладывании риска на специализированную страховую компанию. Традиционно коммерческие риски хорошо страхуются – в большинстве случаев речь идет о страховании грузов, страховании неплатежей, страховании недопоставки и недопродажи продукции и страховании на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств. Наряду с внешним страхованием может применяться и внутреннее страхование рисков, когда под конкретные коммерческие риски создаются резервные фонды. Из этих источников производится возмещение возникающих убытков при возникновении рисковых событий.
Выбор методов снижения рисков осуществляется каждой компанией в индивидуальном порядке.