Функции управления представляют собой совокупность необходимых с объективной точки зрения, повторяющихся действий, которых объединяет однородное содержание и целевая направленность, необходимые для решения задач фирмы.
Функция целеполагания
Функция целеполагания предполагает реализацию ключевого принципа управления ─ принципа системности, при котором каждой подсистеме присуща особенная, главная цель, опосредованная целью вышестоящей подсистемы.
Целеполагание – это придание конкретной направленности развитию объекта для достижения конкретных результатов.
По причине того, что управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект. Иными словами, до того, как реализовать некий план или программу, необходимо обозначить методы и пути решения поставленных задач. Под функцией целеполагания как специфическим видом управления подразумевается процесс обоснования и формирования цели развития объекта управления.
Планирование
Планирование – это процесс разработки и установления менеджментом организации системы качественных и количественных показателей ее развития, в результате которого определяется темп, пропорция и тенденция развития данной организации.
Планирование - центральная функция управления производством. Планирование никогда не может быть завершено по следующим причинам:
- ранее принятые решения могут пересматриваться бесконечное число раз.
- во время планирование, меняется система, для которой оно собственно и производится, а также внешняя среда, а все изменения невозможно учесть.
Итак, план должен постоянно корректироваться и обновляться.
Организация
Задачей организации как функция управления является формирование организационной структуры и обеспечение всем необходимым для нормального его функционирования: персонал, материалы, основные фонды, денежные средства и т.д. Основными требованиями к данной функции управления являются:
- обеспечение каждого принимаемого решения организационными мерами по его выполнению;
- повышение дисциплины и ответственности исполнителей;
- совершенствование организации труда;
- целесообразное разграничение обязанностей персонала и пр.
Координация
Координация – это функция управления, которая обеспечивает регулирование отношений между субъектами управления, друг другу не подчиненными.
С помощью координации обеспечивается устойчивость и целостность организации. Координационная деятельность может быть:
- превентивной, т.е. направленной на предвидение трудностей и проблем;
- устраняющей, т.е. предназначенной для устранения разного рода перебоев в системе;
- регулирующей, т.е. направленной на сохранение существующих схем работы;
- стимулирующей, т.е. направленной на улучшение деятельности организации, если конкретные проблемы не появляются.
Контроль
Контроль ─ это функция управления, представляющая собой реализуемый субъектом управления комплекс мер наблюдения подготовки, принятия и хода реализации решений, а также проверка фактического состояния объекта.
Задачи контроля:
- обеспечить точное соответствие формы управленческих решений содержанию их исполнения;
- оценить эффективность использования ресурсов и управленческого решения;
- предупредить ошибки и просчеты во время принятия и реализации управленческого решения;
- выявить резервы и новые возможности объекта управления;
- повысить дисциплину и ответственность исполнения управленческого решения;
- усовершенствовать организационную структуру управления.
Оценка результатов и корректировка целей
Оценка результатов и корректировка целей осуществляется с учетом данных, которые были получены в итоге реализации функции контроля. Эта функция является своего рода анализом хода и результатов, оценкой ее успешности и разработкой управленческого решения, устраняющего отклонения планового значения от фактического.