Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методология классической школы менеджмента

Сущность и направления классической школы менеджмента

Классическая школа менеджмента вобрала в себя несколько направлений. Традиционно ими являются:

Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Объединяет их одно общее стремление к формализации управленческого процесса и определению тех методов, принципов и инструментов, которые позволили бы добиться эффективности функционирования организации.

Концепция (школа) научного управления сосредоточена на изыскании способов повышения производительности труда. Административная школа сформулировала принципы, повышающие эффективность труда менеджера. Бюрократическое направление подчеркивало потребность в строгой иерархии управления, указывая на необходимость распределения властных полномочий и формирование иерархических структур.

Замечание 1

И по сей день достижения классической школы менеджмента активно используются в процессе управления малым, средним и крупным бизнесом. Вклад ее представителей в развитие управленческой науки неоценим. Наиболее известными представителями классического менеджмента принято считать: Ф. Тейлора, А. Файоля и М. Вебера.

«Классическая» парадигма как обобщенная управленческая модель

Классический менеджмент основан на определенной управленческой парадигме, соответственно именуемой «классической».

Определение 1

Управленческая парадигма – это обобщенная модель управления.

«Классическая» парадигма, сформированная в рамках классической школы менеджмента, включает в себя четыре составляющих. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Базовые компоненты «классической» парадигмы управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые компоненты «классической» парадигмы управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Методология классической школы менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Символические обобщения представляют собой своеобразные законы и принципы, регулирующие предопределенность бюрократической гармонии и социальный порядок в организации. В качестве примера можно привести постулат классической школы менеджмента, согласно которому всякое предприятие должно обладать четко определенной иерархической структурой. При этом, чем выше уровень подобной организационной иерархии, тем выше и административная ответственность.

Обобщения социально-философского порядка затрагивают саму природу человека и той социальной реальности, в которой он существует и трудится. Они предопределяют роль бизнеса и корпоративных структур, составляющих общую картину мира.

Ценности включают в себя обоснование полезности менеджмента как управленческой дисциплины. Они определяют его этические нормы и внутри научные принципы, такие как направленность теории на изменение практики и непротиворечивость данных.

Образцы могут быть представлены своеобразными стандартами и «экземплярами», в соответствии с которыми решаются новые управленческие задачи. К числу подобных образцов могут быть отнесены:

  • должностные справочники;
  • нормы и таблицы, составленные при помощи хронометража;
  • тейлоровские стандарты «правильной» работы и пр.
Замечание 2

Представленные компоненты формируют концептуальные основы классического менеджмента, суть которых сводится к рационализации исследования и организации управленческих процессов на предприятии. Особая роль при этом отводится методологии исследования назревших в управленческой практике проблем.

Базовые методологические принципы управления классической школы менеджмента

Методология в общем смысле представляет собой определенное учение о способах, методах и стратегиях исследования предмета. Применительно к школе менеджмента методология может быть определена в качестве совокупности способов и форм познания назревших в обществе управленческих проблем и противоречий.

Сама по себе классическая школа менеджмента и ее научное направление в частности в первой четверти ХХ века переживали очень важный этап. Он был ознаменован превращением ранее разрозненных, спонтанно возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в одну, относительно целостную концепцию. На смену ранее существующему периоду накопления отдельных фактов пришло время их систематизации и обобщения.

Благодаря кропотливой работе представителей классической школы менеджмента были выдвинуты новые идеалы и ценности рационализации переустройства капиталистического общества, а также сформированы исходные принципы и концепции, впоследствии сформировавшие ядро первой научной парадигмы менеджмента как научной дисциплины.

В рамках классического менеджмента были распространены формально-логические методы систематизации материала, что впоследствии позволило выявить широкий круг положений, со временем ставших аксиомами управленческого знания.

Среди представителей концепции научного управления особое место отводилось логике, наблюдению и анализу, на основе которых производились необходимые расчеты с целью определения того, как можно повысить эффективность производственного процесса. Ф. Тейлором были детализированы правила совершения производственных операций, положенные в основу формирования инструкций.

Концепция администрирования управленческого процесса особое внимание уделяла совершенствованию операций и приспособлений труда с одной стороны, и правильной организации работы предприятия в целом – с другой. При этом самому администрированию отводилась роль своеобразной функции управления.

Бюрократическая школа была построена на использовании методов формализации, обезличивания и децентрализации управления. В ее основе лежало иерархическая структуризация организации и ее членов.

Характерной чертой классической школы менеджмента принято считать методологическую противоречивость ее направлений. Базовые принципы управления, предлагаемые в рамках фундаментальных управленческих концепций, на практике находили свое применение во взаимно исключающих ситуациях.

Дата написания статьи: 03.09.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot