Сущность и направления классической школы менеджмента
Классическая школа менеджмента вобрала в себя несколько направлений. Традиционно ими являются:
- концепция научного управления;
- концепция административного управления;
- концепция бюрократического управления.
Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Объединяет их одно общее стремление к формализации управленческого процесса и определению тех методов, принципов и инструментов, которые позволили бы добиться эффективности функционирования организации.
Концепция (школа) научного управления сосредоточена на изыскании способов повышения производительности труда. Административная школа сформулировала принципы, повышающие эффективность труда менеджера. Бюрократическое направление подчеркивало потребность в строгой иерархии управления, указывая на необходимость распределения властных полномочий и формирование иерархических структур.
И по сей день достижения классической школы менеджмента активно используются в процессе управления малым, средним и крупным бизнесом. Вклад ее представителей в развитие управленческой науки неоценим. Наиболее известными представителями классического менеджмента принято считать: Ф. Тейлора, А. Файоля и М. Вебера.
«Классическая» парадигма как обобщенная управленческая модель
Классический менеджмент основан на определенной управленческой парадигме, соответственно именуемой «классической».
Управленческая парадигма – это обобщенная модель управления.
«Классическая» парадигма, сформированная в рамках классической школы менеджмента, включает в себя четыре составляющих. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые компоненты «классической» парадигмы управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Символические обобщения представляют собой своеобразные законы и принципы, регулирующие предопределенность бюрократической гармонии и социальный порядок в организации. В качестве примера можно привести постулат классической школы менеджмента, согласно которому всякое предприятие должно обладать четко определенной иерархической структурой. При этом, чем выше уровень подобной организационной иерархии, тем выше и административная ответственность.
Обобщения социально-философского порядка затрагивают саму природу человека и той социальной реальности, в которой он существует и трудится. Они предопределяют роль бизнеса и корпоративных структур, составляющих общую картину мира.
Ценности включают в себя обоснование полезности менеджмента как управленческой дисциплины. Они определяют его этические нормы и внутри научные принципы, такие как направленность теории на изменение практики и непротиворечивость данных.
Образцы могут быть представлены своеобразными стандартами и «экземплярами», в соответствии с которыми решаются новые управленческие задачи. К числу подобных образцов могут быть отнесены:
- должностные справочники;
- нормы и таблицы, составленные при помощи хронометража;
- тейлоровские стандарты «правильной» работы и пр.
Представленные компоненты формируют концептуальные основы классического менеджмента, суть которых сводится к рационализации исследования и организации управленческих процессов на предприятии. Особая роль при этом отводится методологии исследования назревших в управленческой практике проблем.
Базовые методологические принципы управления классической школы менеджмента
Методология в общем смысле представляет собой определенное учение о способах, методах и стратегиях исследования предмета. Применительно к школе менеджмента методология может быть определена в качестве совокупности способов и форм познания назревших в обществе управленческих проблем и противоречий.
Сама по себе классическая школа менеджмента и ее научное направление в частности в первой четверти ХХ века переживали очень важный этап. Он был ознаменован превращением ранее разрозненных, спонтанно возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в одну, относительно целостную концепцию. На смену ранее существующему периоду накопления отдельных фактов пришло время их систематизации и обобщения.
Благодаря кропотливой работе представителей классической школы менеджмента были выдвинуты новые идеалы и ценности рационализации переустройства капиталистического общества, а также сформированы исходные принципы и концепции, впоследствии сформировавшие ядро первой научной парадигмы менеджмента как научной дисциплины.
В рамках классического менеджмента были распространены формально-логические методы систематизации материала, что впоследствии позволило выявить широкий круг положений, со временем ставших аксиомами управленческого знания.
Среди представителей концепции научного управления особое место отводилось логике, наблюдению и анализу, на основе которых производились необходимые расчеты с целью определения того, как можно повысить эффективность производственного процесса. Ф. Тейлором были детализированы правила совершения производственных операций, положенные в основу формирования инструкций.
Концепция администрирования управленческого процесса особое внимание уделяла совершенствованию операций и приспособлений труда с одной стороны, и правильной организации работы предприятия в целом – с другой. При этом самому администрированию отводилась роль своеобразной функции управления.
Бюрократическая школа была построена на использовании методов формализации, обезличивания и децентрализации управления. В ее основе лежало иерархическая структуризация организации и ее членов.
Характерной чертой классической школы менеджмента принято считать методологическую противоречивость ее направлений. Базовые принципы управления, предлагаемые в рамках фундаментальных управленческих концепций, на практике находили свое применение во взаимно исключающих ситуациях.