Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

История финансовой науки в Европе

Все предметы / Финансы / История финансовой науки в Европе
Содержание статьи

Зарождение финансовой науки

Определение 1

Финансовая наука - это учение о специфичных производственных отношениях, которые связаны с развитием товарно-денежных отношений и существованием государства как отдельного института.

В процессе развития финансы как отдельная экономическая категория на постоянной основе совершенствовались и играли все большую и большую роль в общественной жизни, что главным образом было обусловлено развитием человеческой цивилизации. Таким образом, финансы появились лишь на определенном этапе развития общества, чему предшествовали две предпосылки: образование государства и развитие товарно-денежных отношений.

С появлением разделения труда и товарного обмена в обществе возникло имущественное неравенство, в связи с чем возникла острая необходимость появления силы, с помощью которой было бы возможно защитить собственность. Именно такой силой и обладало государство – институт, который заменил родовую общину. Если говорить о первом действительно значимом разделении общества на классы, то таковым было разделение общества на рабовладельцев и рабов, с появлением которых и связано возникновение первого рабовладельческого государства. В дальнейшем с развитием общества значительная часть потребностей государства удовлетворялась посредством определения различного рода повинностей и сборов.

Развитие финансовой науки

Специалисты выделяют два наиболее крупных этапа, которые характерны для развития финансовой науки. Первый, который начался еще во времена Римской империи и закончился в XX в., нашел свое отражение в форме так называемой классической теории финансов. В дальнейшем на смену этому этапу пришел второй, который нашел свое отражение в неоклассической теории финансов. Сущность классической теории заключается в доминанте государственных финансов, а сущность неоклассической - в доминанте финансов частной собственности.

Из-за существенной продолжительности первого этапа принято выделять в нем такие периоды как: ненаучное состояние, переход к научной обработке и рациональный (научный) период.

Период ненаучного состояния среди всех описанных был наиболее продолжительным - специалисты в области финансов относят начало этого периода ко времени Древней Греции и Рима. В этот период государство рассматривалось в части аккумулирования финансовых ресурсов, которые направляются на общественные нужды, как частное лицо. Доходы государства в то время формировались из нескольких источников, наиболее весомым из которых была плата за использование земель, рудников, рынков, которые принадлежали государству. Стоит отметить, что направления расходования финансовых ресурсов государства также не отличались особым разнообразием. Таким образом, не было острой необходимости в сложной финансовой системе.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что в средние века значимых систематизированных разработок в области финансов еще не существовало, именно конец средневековья рассматривается специалистами как начало перехода к стадии научной разработки.

На данной стадии наиболее существенный вклад в формировании целостной системы накопленных знаний о финансах был сделан учеными Италии, а именно специалистами из Верхней Италии, на территории которой в XV в. и произошло зарождение финансовой науки. Именно этот период принято считать годами раннего меркантилизма, который дал начало эпохе первоначального накопления капитала. Главная идея этого течения состояла в активном вмешательстве государства в коммерческую деятельность и хозяйственную жизнь домашних хозяйств и предприятий.

Английский философ и экономист Т. Гоббс выдвигал идею косвенного налогообложения, У. Петти разрабатывал идею стимулирования развития хозяйственной жизни с помощью рациональной государственной налоговой политики, Дж. Локк предлагал заменить все налоги одним - поземельным.

Замечание 1

Стоит отметить, что именно XVIII в. считается на сегодняшний день переломным в рамах не только становления, но и укрепления финансовой науки, именно в этот период начался научный период развития науки о финансах.

Этап становления и развития классической теории финансов, который продолжался ориентировочно 200 лет, закончился в XX в. По мере развития рыночных отношений роль государства и публичных союзов в развитии как национальной, так и мировой экономики в значительной мере снижалась. Развитие и интернационализация рынков ссудного капитала, усиление роли так называемых транснациональных компаний, холдингов, процессы концентрации в сфере производства, усиление роли денежных средств и прочих наиболее ликвидных активов как основополагающих в единой системе ресурсного обеспечения коммерческой деятельности способствовали возникновению в середине XX в. острой необходимости теоретического переосмысления роли финансов как важнейшей экономической категории на уровне отдельных экономических единиц.

Существенный вклад в развитие финансовой теории уже чуть позже был сделан Г. Марковицем, который разработал в середине ХХ века основы теории портфельного инвестирования, в рамках которой предложил методологию принятия решений в сфере инвестирования в финансовые активы и целый комплекс финансовых инструментов.

В дальнейшем свое развития теория финансов получила в работах Ф. Модильяни, М. Миллера, которые были посвящены ценообразованию на рынке ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка свободного капитала, созданию моделей оценки уровня риска и доходности, разработке новых финансовых инструментов.

Во второй половине XX в. благодаря усилиям таких ученых, как Ф. Блэк, Дж. Линтнер, Н. Мосин было сформировано современное направление в финансовой науке, которое дает ответ на два вопроса: «откуда взять и куда вложить денежные средства». Это направление в дальнейшем получило название финансового менеджмента, особый вклад в развитие которого внесли в большей части представители англо-американской школы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис