Каору Исикава (1915 – 1989) – японский специалист в сфере контроля качества. Разработал диаграмму (диаграмма Исикавы, «рыбья кость») для анализа, оценки и улучшения качества продукции. Диаграмма является одним из семи классических методов контроля качества.
Начало карьеры
В 1939 г. закончил Университет Токио со специализацией в сфере прикладной химии, затем пошел в армию, где проработал техническим специалистом, обучал личный состав флота (1939 – 1941). После вернулся в промышленность, где проработал до 1947 г. Именно в этот период была разработана диаграмма Исикавы.
В 1947 г. Исикава вернулся в Университет Токио с целью проведения исследований в сфере анализа случайных величин и трактовки результатов, занимался вопросами статистических методов исследования. В 1949 г. Исикава вошел в состав группы по исследованиям вопросов качества по приглашению Японского союза ученых и инженеров. Применял статистические методы во время работы в группе.
В 1952 г. Исикава возглавил Химическое общество Японии, активно работал над внедрением контроля качества в повседневную деятельность организаций различного типа. В 60-е годы содействовал появлению и развитию «кружков качества» на японских предприятиях. Организовывал семинары для руководителей и консультировал организации по вопросам применения методов контроля качества.
Вклад в менеджмент качества
Основные направления деятельности Исикавы затрагивали три темы: «кружки качества», диаграмма Исикавы, развитие японской модели всеобщего контроля качества.
Исикава считал, что вопрос качества должен быть важным на каждом этапе производства продукции (что в последствии послужило стимулом для развития «японского экономического чуда»: высокое качество японских товаров стимулировало развитие экономики в Японии). Концепция Исикавы базировалась на ряде ключевых элементов в сфере качества:
- контроль качества продукции в целом;
- интегрированный контроль издержек, цен, прибыли от реализации продукции;
- контроль над сбытовыми и снабженческими схемами.
Выход на любой рынок с высокой конкуренцией неизбежно провоцирует появление контроля качества в организации, иначе продукция не будет пользоваться спросом. Контроль качества – долгосрочный процесс, который постепенно укрепляет позицию компании на рынке.
Исикава считал, что статистические методы управления способны решить большинство проблем, возникающих в фирме, поэтому разработал диаграмму причинно-следственного анализа, помогающую улучшать качество производства.
Диаграмма позволяет структурировать решение задач. С помощью диаграммы Исикавы можно получить информацию во время поиска новых решений, все варианты можно тщательно изучить до тех пор, пока не появится причинно-следственная связь, указывающая на решение проблемы. Диаграмма позволяет рассмотреть процесс управления качеством со всех сторон, с учетом условий производства.
Кружки контроля качества – метод, разработанный Исикавой для обеспечения качественного производства с самых нижних уровней иерархии в фирме. Если менеджеры нижнего звена и простые рабочие будут участвовать в контроле качества продукции, итоговое качество вырастет в несколько раз, так как именно рабочие больше всего вовлечены в технологию производства и обладают большой информацией о качестве производственных процессов. Таким образом все работники фирмы обеспечивают высокое качество продукции, а атмосфера в коллективе улучшается за счет командной вовлеченности в процесс.