Эффективность менеджмента организации и ее влияние на конкурентоспособность
Эффективность менеджмента – это процесс управления деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальным результатом. В менеджменте выделена экономическая и социальная эффективность.
Результат экономической эффективности – экономический эффект, который выражается в росте конкурентоспособности, увеличении прибыли, снижении издержек, повышении качества и пр. Результат социальной эффективности – социальный эффект.
Эффективный менеджмент подразумевает набор определенных действий и решений, которые предпринимаются руководством и ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации в достижении поставленных целей.
Объект эффективного менеджмента – деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, а также вся национальная экономика страны с точки зрения их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективах.
На уровне хозяйствующих субъектов объектами менеджмента можно считать:
- организационную среду;
- производственную среду;
- персонал организации;
- финансово-экономическую среду.
Цель эффективного менеджмента – разработать новые стратегии, в соответствии с которыми будет строиться деятельность организации, соответствующая внешней среде.
Эффективность менеджмента по своей сути это совокупность решений и процедур, которые способствуют разработке стратегии организации, обеспечивающей достижение целей функционирования организации. Логика такого определения заключается в том, что деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования организации, позволяющей фирме достигать своих целей.
К факторам, повышающим эффективность менеджмента, относят:
- взаимодействие в управленческой системе;
- оптимальное распределение времени.
Взаимодействие внутри системы управления предполагает воздействие каждого подразделения рассматриваемого предприятия друг на друга. Значение взаимодействия возрастает по мере расширения специализации организации.
Взаимодействие подразделений дает возможность компании работать как единому слаженному механизму, исключая лишние звенья. Таким взаимодействием усиливается результативность деятельности на каждом уровне ее выполнения, включая управленческий, так как на него будут снижены расходы.
Процесс менеджмента – это инструмент, посредством использования которого обосновывают ряд управленческих решений в сфере хозяйственной деятельности. Важнейшей его задачей является обеспечение нововведений и организационных изменений, необходимых, чтобы организация продолжала свое нормальное функционирование и сохраняла конкурентоспособность на рынке.
Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
Методология менеджмента основана на знаниях четырех уровней:
- общефилософский уровень – сумма всех взглядов, знаний, касающихся явлений окружающей природной среды, сюда относят философию, культурологию, математику, теорию систем, теорию организации, политологию и пр.;
- общенаучный уровень – дает понимание общих подходов, принципов, форм и систем организации, к нему относят теорию организации и теорию систем;
- конкретная методология наук – образует совокупность знаний, касающихся управления в социально-экономических системах, сюда относят макроэкономику, право, социологию, статистику, менеджмент и пр.;
- методология, методика и технология менеджмента – наука, касающаяся стратегического планирования, наиболее приближенная к практической деятельности, она должна реализовывать достижения других наук.
Миссией компании детализируется ее статус и обеспечивается направление и ориентиры, определяющие цели и стратегии на разных уровнях развития компании. Процесс формирования миссии состоит из:
- выяснения, каким типом предпринимательской деятельности занимается компания;
- определения рабочих принципов организации под влиянием внешней среды;
- выявления культуры организации.
Также миссия фирмы включает задачу определить основные потребности потребителей и эффективно их удовлетворить, чтобы создать клиентскую базу, поддерживающую фирму в будущем. Миссия имеет огромное значение для предприятия, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, которые формируются из опыта предпринимателя, направляют или ориентируют его, при столкновении с необходимостью принимать критические решения. Обычно выделяют шесть типов ценностной ориентации, которые активно воздействуют на процесс принятия управленческих решений, и связаны данные ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
Типы ценностных ориентаций:
- теоретические ценности, в качестве цели видят истину, знание, рациональное мышление и предполагают необходимость долгосрочных исследования и разработок;
- экономические ценности, цель которых практичность и полезность, а результат – рост, результаты, прибыльность и накопление богатств;
- политические ценности – рассматривают власть и признание в качестве цели, а результатом является увеличение общего объема капитала, продаж, количества работников;
- социальные ценности – цель – создание хороших человеческих отношений, привязанностей и отсутствие конфликтов. Результатом является социальная ответственность, относительная прибыльность и косвенная конкуренция;
- эстетические ценности – предполагают наличие художественной гармонии, состава, формы и симметрии. Результатом является дизайн изделия, его качество и привлекательность;
- религиозные ценности – жизнь в согласии со вселенной. В результате возникли этические нормы и моральные проблемы.
Истоками большинства проблем в организации являются человеческие ресурсы.