Искусство и творчество в работе менеджера – это аспекты труда управленческого персонала, противопоставляемые рутинным операциям и выполнению действий по четко заданным алгоритмам.
Менеджер как творческая личность
Хороший менеджер должен не только иметь профессиональную подготовку и достаточное специальное образование, но и быть творческой личностью. При этом важно, чтобы он не только верил в свои личные творческие способности, но и ценил таковые в других сотрудниках, умел их использовать и мобилизовать несмотря на встречающиеся препятствия. Необходимыми качествами для этого являются настойчивость, готовность к переменам и отказу от традиционных подходов, восприятию новых идей и новаторских решений, систематическому их внедрению и применению. Для творческого менеджера типична работа с группами методом мозгового штурма, поощрение свободного выражения идей и эмоций, непрестанное самосовершенствование и личностный рост.
Невозможно представить творчество без:
- навыков поиска информации и донесения ее до подчиненных,
- умения слышать окружающих независимо от их статуса (начальники, подчиненные, коллеги),
- откровенного общения с коллегами,
- получения обратной связи,
- отсутствия барьеров для критики устоявшихся взглядов на вещи, критического взгляда на привычные явления,
- понимания позиции оппонентов,
- способности находить людей, интересных компании.
Очень важно, чтобы менеджер мог быстро улавливать новую информацию, увязывать свежеполученные знания с уже имеющимися, учиться везде – и рабочей обстановке, и за ее пределами, повышать свою квалификацию в широкой сфере вопросов. Хороший менеджер никогда не прекращает учиться, сколь бы высокий пост он ни занимал, каких карьерных успехов бы ни достиг.
Для менеджера ценны деловые и организаторские качества – именно они определяют человека как управленца. Они служат отражением деловой и организаторской культуры. В них выражается уровень владения технологией управленческой работы:
- подбора, расстановки и использования персонала,
- выработки нормативов, норм и регламентов,
- планирования работы подразделений и отдельных сотрудников (включая самопланирование),
- доведения заданий до конкретных исполнителей путем инструктажа, распорядительства и контроля.
Творческий потенциал менеджера должен дополняться целеустремленностью. В современных условиях менеджер должен ясно и обоснованно формулировать цели. В их отсутствии он не сможет проявить решимость и твердость, упустит хорошие возможности и потратит время на незначимые вопросы. Цели надо не только обозначать, но и стремиться к ним, прикладывая значительные усилия. При необходимости цели нужно корректировать, особенно когда меняется внешняя среда.
Хороший менеджер обязательно энергичен, умеет заражать уверенностью окружающих, действует как с помощью логического убеждения, так и с помощью личного примера.
При этом менеджер не может себе позволить «творческий беспорядок» в делах, он должен быть дисциплинированным, хорошо себя контролировать. Речь идет как об управлении временем (тайм-менеджмент), так и о контроле над настроением и эмоциями. Если у менеджера проблемы с личной дисциплиной, он не сможет достойно контролировать дисциплину подчиненных.
Менеджмент как искусство
Существует двойственность в определении менеджмента:
- менеджмент как наука,
- менеджмент как искусство.
Основаниями, позволяющими рассматривать менеджмент как искусство, являются следующие:
- организации представляют собой сложные системы социально-технического характера, для управления которыми требуется учитывать огромное количество параметров внутренней и внешней среды,
- в организациях работают люди, выступающие главным фактором эффективности функционирования,
- обучение управлению возможно только путем получения реального практического опыта, и для этого требуется управленческий талант,
- как правило, принимающий решения менеджер не обладает полным набором необходимой информации, большую роль играет интуиция,
- невозможно гарантировать, что принятое менеджером решение в будущем окажется правильным – никто не может предсказывать будущее, реальность вносит неопределенность.
В типичной ситуации принятия решения менеджер должен из нескольких доступных альтернатив выбрать одну. На этом заканчивается сила теории менеджмента как науки и начинается чистое искусство, где на одно из ведущих мест выходит смелость в принятии конкретных решений, интуиция и опыт. Именно они превращаются в ключевой фактор развития.
Менеджеры важны организации по следующим причинам:
- менеджеры позволяют организации выполнить ее основное предназначение,
- менеджеры создают проект и обеспечивают взаимодействие между выполняемыми в организации действиями и операциями,
- на менеджеров возлагается разработка стратегий поведения организации в условиях изменяющегося окружения,
- менеджеры обеспечивают соблюдение интересов тех учреждений и лиц, которые контролируют функционирование организации,
- менеджеры – это важнейшее информационное звено во взаимодействии организации и ее окружения,
- на менеджеров формально возлагается ответственность за результаты работы компании,
- менеджеры представляют компанию в официальных церемониях и мероприятиях.
Итак, менеджмент как искусство проявляется в функционировании организаций как сложных социально-технических систем, подверженных влиянию разнообразных факторов внутренней и внешней среды. Главным фактором функционирования организации являются люди, поэтому управление требует не только формализованного научного подхода, но и искусства его использования в каждой конкретной ситуации. У каждого работника индивидуальный характер, мотивы к труду и система ценностей. Как и в случае с архитектурой или медициной, менеджмент опирается на научный каркас, возводя на нем надстройку искусства и творчества.