Информация в современной экономике и менеджменте
Информация и информационные технологии – это основные факторы конкурентоспособности в условиях становления постиндустриального информационного общества.
Между информацией и управлением существует неразрывная связь. Любые управленческие процессы можно рассматривать как информационное взаимодействие объектов, которое приводит к целенаправленным изменениям в функционировании одного из них. Благодаря существованию обратной связи (интерактивности взаимодействия) складывается замкнутый контур управления, что обеспечивает принятие управленческих решений.
Несмотря на широкое употребление термина «информация» как в повседневной речи, так и в разных науках, единого общепринятого определения до сих пор не выработано:
- Н. Винер предлагал подход к определению информации как содержания, получаемого из внешней среды,
- У. Эшби определял информацию как трансляцию разнообразия,
- К. Шеннон и Л. Бриллюэн предлагали считать информацию коммуникацией и связью, в результате которых происходит снижение или устранение неопределенности,
- социальные науки при рассмотрении информации главный упор делают на онтологизацию, позволяющую рассматривать информацию как передаваемые между объектами сигналы в рамках биологических, технических, социальных систем, или как описания, образы, тексты, изображения и т.д.
В целом все разнообразие определений информации можно разделить на два концептуальных подхода:
- атрибутивная концепция трактует информацию как отражение разнообразие в системах любой сложности, неотъемлемый атрибут материи,
- функциональная концепция воспринимает информацию как важнейший элемент самоуправляющихся систем, меру их организованности и упорядоченности, которая способствует устранению неопределенности.
Для экономики и менеджмента более типичен функциональный подход. При этом сама по себе информация – это не вещество и не энергия, однако ее функциональность неотделима от материальных носителей. Информация представляет собой сведения с содержанием аксиологического характера, которые приобретают ценность в процессе снятия неопределенности, что способствует стабилизации системы, снижению вариативности при адаптации к внешней среде.
Информация органически вплетается в менеджмент и экономику. Разумеется, менеджмент состоит не только из информации, но она является его основой. Если в менеджменте и экономике отсутствует информация, осуществление управления в принципе невозможно. В то же время информация имеет относительный характер: это значит, что в сложных системах (в частности, экономического характера) выделяются разные степени сложности и уровни организации, поэтому из одной и той же системы можно извлечь информацию разного уровня.
Переход к информационной экономике превратил информацию в продукт производства. Информационное общество предъявляет к организации производства и получаемому от него социально-экономическому эффекту новые требования. Информация приобретает новую роль в процессе управления экономическими системами.
Информационные технологии в современной экономике и менеджменте
Информационная технология – это процесс, в котором используется совокупность средств и методов реализации регистрации, сбора, накопления, передачи и обработки информации с помощью аппаратного и программного обеспечения.
Если говорить об экономике и менеджменте, то в современных условиях улучшение управления – это важнейший фактор, позволяющий повысить эффективность производственных процессов. Для достижения совершенствования методов и форм управления используются достижения научно-технического прогресса, а также результаты исследований в сфере информатики (законы, способы и методы сбора, передачи и обработки информации с помощью компьютерной техники). Средства и методы информатики находят отражение в информационных технологиях.
Главная задача, которая стоит перед автоматизированными информационными технологиями – получение информации нового качества за счет переработки первичных данных. Эта новая информация используется для выработки оптимальных управленческих решений. Эффективность повышается за счет осуществления интеграции информации, ее актуализации и проверки на непротиворечивость, применения технических средств поддержки деятельности управленческого аппарата.
Использование современных информационных технологий позволяет:
- справиться с ростом объема перерабатываемой информации,
- сократить срок обработки данных.
Информационные технологии – ключевая составляющая в процессе использования информационных ресурсов. Основной средой существования информационных технологий являются автоматизированные информационные системы. Их элементы – способы и средства трансформации данных. Информационная технология как процесс складывается из жестко регламентированных правил по выполнению действий над информацией, имеющейся в информационной системе.
Информационные технологии могут быть классифицированы по разным основаниям:
- по степени централизации технологического процесса – различают централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии;
- по типу предметной области – перечень технологий крайне широк, определяется деятельностью организации, в которой внедрена технология, к примеру, информационные технологии банковской сферы, бухгалтерского учета и аудита, торговли, общественного питания, страховой деятельности и т.д.;
- по степени охвата задач управления – выделяется автоматизированная обработка информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизация функций управления, информационные технологии поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам;
- по классу реализуемых технологических операций – разделяются по решению задач прикладного характера, например, табличные редакторы, текстовые редакторы;
- по типу пользовательского интерфейса – по возможностям доступа пользователя к ресурсам (вычислительным, программным, информационным) выделяют локальные и сетевые,
- по способу построения сети – технология выбирается в зависимости от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы.