История возникновения информационного менеджмента
Информационный менеджмент возник как составная часть традиционного менеджмента в середине прошлого века. Развитие инновационного общества и пространства быстро определило актуальность данного вида деятельности. Объем поступающей и исходящей информации достаточно велик, поэтому требуется эффективный механизм ее управления.
На практике все это выглядит достаточно просто. Изначально, предприятие не испытывает острой необходимости в использовании информационного менеджмента. Почему так происходит. Потому что руководитель на начальном этапе развития фирмы способен самостоятельно обрабатывать поступающую информацию. На этапе зрелости и роста, объем информации существенно возрастает поэтому требуется эффективный механизм воздействия с ней. Требуется консультант по информационному менеджменту.
Основные направления информационного менеджмента
В качестве концепции информационного менеджмента объединились несколько направлений:
- Социально — экономическое направление
- Информационно — аналитическое направление
- Инновационное направление
В зависимости от рода, вида и свойства поступающей информации, информационный менеджмент подразделяется на несколько направлений. В процессе становления информационного менеджмента как отдельного вида деятельности направление было единственное — обработка информации. Развитие науки и техники привело к тому, что инновационный менеджмент прошел несколько стадий эволюции и стал более объемным.
Работа по данным направлением, анализ поступающей и исходящей информации формирует потребность менеджера в информационном управлении. Предположим, что интерес руководителя к информационным технологиям и процессу достаточно велик. Рассмотрим новое направление информационного менеджмента в зависимости от потребностей руководителя и технического развития общества.
Новое направление информационного менеджмента
В настоящее время, информационный менеджмент достаточно популярен в странах с развитой экономикой и наукой. Развитие наукоемких технологий привело к тому, что информационный менеджмент перешел в новое направление — информационная конкуренция. Менеджеры поняли и быстро приняли тот факт, что информация — это ресурс. При эффективном использовании и управлении, информация может принести как пользу предприятию, так и существенный ущерб.
Такая особенность привела к возникновению информационной конкуренции. Информационная конкуренция — это направление информационного менеджмента, которое заключается в направлении потока поступающей и исходящей информации против конкурирующей фирмы.
Особенность информационной конкуренции
Рассмотрим информационную конкуренцию на примере, чтобы выявить ее особенность.
На рынке действует две фирмы по продаже пластиковых окон. Одна фирма использует инновационные технологии в производственном процессе. Другая фирма осуществляет изготовление окон традиционным способом. Компьютерная обработка заказа на 30 % снижает риск ошибки. Получив эту информацию, руководитель фирмы использует ее в качестве преимущества, сообщая покупателям, что их окна более надежны. Другая фирма тоже называет это преимуществом и сообщает, что их окна произведены по традиционной технологии. Таким образом, возникает информационная конкуренция.
Одно и то же явление или событие может быть представлено при информационной конкуренции с положительной или отрицательной окраской. Размещая данную информацию в сети или печатных изданиях, руководитель берет на себя ответственность за достоверность информации. У потребителя, который читает рекламу, нет возможности опытным путем проверить достоверность информации до момента покупки.