Участники управления проектами - это физические или юридические лица (или их объединение), которые призваны выполнять определенные функции, содействующие осуществлению управления проектами.
Стандарты в сфере квалификации участников управления проектами
Стандарты, которые определяют требования к квалификации участников управления проектами (речь идет про менеджеров проектов и про участников команд управления проектами), ввиду своей значимости и многочисленности принято рассматривать как отдельную группу стандартов. Эти стандарты определяют требования, предъявляемые в отношении компетенции (т.е. знаний, умений, навыков), которой должны обладать менеджер проекта.
В данной области наибольшее значение в настоящее время имеют следующие документы стандартизации:
- Международные требования к компетенции специалистов по управлению проектами (IPMA Competence Baseline), которые были разработаны базирующейся в Швейцарии Международной ассоциацией управления проектами IPMA.
- Руководство по развитию компетенций менеджера проекта (Project Manager Competency Development Framework), которое было разработано американским Институтом управления проектами (PMI) на основе структуры и процессов другого, «базового» стандарта - Руководства к своду знаний по управлению проектами (PMBОK Guide).
- Стандарт оценки квалификации менеджеров проектов на основании достигнутых результатов (Global Performance Based Standards for Project Management Personnel), который был разработан международной инициативной группой профессионалов в области проектного менеджмента.
Как правило, именно эти перечисленные выше стандарты используются непосредственно организациями, которые занимаются проектной деятельностью, а также принимаются за основу другими профессиональными организациями и ассоциациями, которые разрабатывают и принимают национальные, региональные, отраслевые стандарты.
Требования к знаниям специалистов по управлению проектами
Объем знаний, который требуется от участника процессов по управлению проектами, а также уровень его профессиональной квалификации определяются, прежде всего, тем, к какому уровню проектного менеджмента они относятся. Так, в настоящее время принято выделять специалиста по проектному менеджменту, менеджера проекта, ведущего менеджера проекта, директора программы. К каждому из этих участников процессов по управлению проектами применятся особый собственный порядок сертификации.
Считается, что специалисты по управлению проектами должны обладать знаниями, которые можно структурировать следующим образом:
- технические элементы знаний, которые относятся к содержанию проектного управления;
- поведенческие элементы знаний, которые относятся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, которые принимают участие в проектах, программах и портфелях;
- контекстуальные элементы знаний, которые относятся к отношениям взаимодействия проектной команды в контексте проекта и тех организаций, которые выступили с инициативой о реализации проекта и сейчас принимают в нем участие.
Одним из первых элементов технической компетенции проектных менеджеров является успешность управления проектами. Она подразумевает осведомленность о ключевых показателях эффективности, о способах их измерения и интерпретации полученных результатов.
Специалист по управлению проектами должен уметь выявлять заинтересованные стороны, определять их требования и взаимодействовать с ними. Необходимо идентифицировать и оценивать проектами рисками, реагировать на них.
Требуется наличие компетенций по обеспечению качества проекта. Для этого нужно соответствующим образом организовывать работу команды проекта (включая разрешение и предотвращение конфликтов) и структурировать сам проект.
Управление проектом означает в том числе функциональное управление - временем, ресурсами, затратами, закупками, информацией, коммуникациями, изменениями, документацией. Обязательными элементами любого проекта является организация его начала и завершение.
Важным элементом поведенческой компетенции является лидерство, которое должен проявлять любой руководитель в любом проекте. При этом он должен быть внутренне мотивирован на успешное выполнение проекта, что, в частности, предполагает его непосредственное активное участие в проектной деятельности.
Специалист по управлению проектами также должен осуществлять самоконтроль, быть уверенным в себе, открытым к подчиненным и окружающим, ориентированным на результат, творчески активным. Значимым навыком любого управленца является умение вести переговоры. А руководство людьми предполагает понимание ценностей и этическое поведение.
К элементам контекстуальной компетенции относится управление, которое может быть ориентированным и на отдельный проект, и на программу, и на портфель. Причем важно знать, как их осуществлять и как управлять процессами этого осуществления.
В большинстве случаев проекты разрабатывают и реализуют в бизнес-среде. В связи с этим от руководителя проекта требуется знание основ ведения предпринимательской деятельности и, прежде всего, ее финансового и юридического обеспечения.
Менеджер должен уверенно владеть технологией управления человеческими ресурсами. Кроме того, от него требуется наличие знаний, которые касаются вопросов здоровья, безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Перечисленные элементы компетенции специалистов по управлению персоналом указаны в действующих стандартах. Следовательно, при подготовке профессионалов по соответствующему направлению будут учитывать эти требования и разрабатывать образовательные программы с ориентацией на полное овладение данными компетенциями.