Понятия группы, команды и коллектива в управлении персоналом
Каждый человек осознанно или нет входит в некие общности – группы, коллективы и команды. Указанные термины представляют собой обозначения неотъемлемых частей общества. При этом для эффективности их функционирования важны следующие характеристики:
- мобильность,
- прогрессивность,
- сплоченность.
Для менеджеров важно понимать, в чем состоят особенности каждой разновидности объединений, как их нужно регулировать, какие методы руководства применять. Управленцам нужно не просто знать характеристики объединений, но и уметь мотивировать входящих в них членов, нацеливать их на достижение высокого результата, что обеспечит результативность работы каждого человека.
Понятие группы интуитивно понятно даже неспециалистам.
Под группой понимают совокупность людей, в которую входит четыре и более членов, связанных общими интересами или предпочтениями.
Специфика функционирования групп обусловлена тем, что они существуют в рамках более крупных объединений – в частности, коллективов. Различают два типа групп:
- формальные – имеющие официальный формат назначения, основывающиеся на указаниях по достижению общих целей,
- неформальные – основанные не на приказах или указаниях начальства, а на общих симпатиях и интересах.
Хороший руководитель понимает, какие группы выделяются в подчиненном ему коллективе, кто выступает лидером в каждой из них. За счет этого руководитель получает дополнительные инструменты управления. Основными методами управления группой являются:
- консультация с группой. Благодаря консультациям можно добиться улучшения взаимопонимания между группами и топ-менеджментом организации. Этот метод позволяет группе и входящим в нее членам присвоить часть заслуг по принятию решений,
- внушение. Всех сотрудников нужно информировать о принимаемых решениях и их обосновании. Применение этого метода формирует у человека чувство причастности, он ощущает себя частью организации, ассоциирует себя с успехами компании,
- размещение кабинетов. Чаще всего неформальные отношения складывают у служащих с теми, кто работает поблизости – за счет постоянного контакта.
В отличие от группы, формирование коллектива основывается на общности целей. Поэтому для коллективов имеет значение обеспечение и поддержание стабильности функционирования. Чтобы коллектив был сплоченным, у его членов должна выработаться единая позиция относительно целеполагания и путей достижения выбранных целей. Формирование трудового коллектива – важный элемент управления персоналом. Отличительные характеристики коллективов являются приобретаемыми. По мере того, как сплоченность возрастает, у членов коллектива усиливается идентификация себя с ним, возрастает удовлетворенность от осознания принадлежности к нему. Если установки, ценности, нормы поведения и мнения членов коллектива близки, то сплоченность выше, а вероятность возникновения конфликтов и разногласий ниже – соответственно, ниже и риски разделения или распада коллектива.
Командой называют группу людей, которые имеют лидера, ведут общую деятельность, взаимозависимы.
Для эффективно работы в коллективе должна быть сильная команда. Задачей службы управления персоналом является формирование команды, ориентированной на достижение намеченной цели.
Таким образом, знания о понятиях группы, коллектива и команды способствуют созданию эффективной, успешной и стабильной организации.
Условия формирования команды
Если в коллективе создаются доверительные отношения, производится открытый обмен информацией на основе гармонии индивидуальных и общих мотивов с преобладанием групповых мотивов без подавления индивидуальных (ассимиляция индивидуального), достигается сплоченность – можно говорить о том, что сложилась команда. В команде групповые проблемы воспринимаются каждым работником как личные.
Команда – это высокая ступень развития группы в рамках организации. Чтобы группа превратилась в команду, должны выполняться следующие условия:
- успехи группы рассматриваются членами группы как общие,
- стабильно увеличивается доверие между членами группы (в том числе по отношению к руководителю),
- чувство принадлежности к группе возрастает,
- члены группы воспринимают принадлежность к ней как престижную,
- достигнута значительная сплоченность между членами группы,
- цели команды постоянно реализуются ее членами.
Чтобы создать команду, менеджеры могут использовать методы оформления группового сознания:
- укрепление доверия между членами команды,
- делегирование функций по управлению,
- ослабление контроля со стороны руководителя,
- вера в общие цели,
- развитие ощущения принадлежности как чувства избранности, особенности. Для этого организуются совместные мероприятия, демонстрируются возможности решения проблем в рамках совместной деятельности,
- формирование творческой атмосферы, возможности свободно вести мыслительную деятельность,
- выбор оптимального управленческого стиля, когда лидерство может переходить между участниками по мере развития команды.
Современные условия порождают новые типы команд:
- самоуправляемые – автономные группы, полностью несущие ответственность за результат своей деятельности и поведение участников. Обычно в них входит от 5 до 20 человек, каждый из которых имеет свои навыки, позволяющие в совокупности охватить весь производственный цикл,
- виртуальные, которые активно используют информационно-коммуникационные технологии (в частности, программные продукты для совместного доступа). Типичны для распределенных в географическом смысле организаций,
- управленческие - команды менеджеров высшего уровня управления. Создание такой команды может рассматриваться как высшее достижение в управленческом мастерстве.