Функции управления организацией
Функции управления организацией – это особые задачи, решаемые путем осуществления специализированной управленческой деятельности.
Реализация любой функции управления осуществляется в рамках комплекса управленческих задач. Между функциями и задачами есть отличие:
- под функциями понимают повторяющийся в организации вид деятельности,
- задачами называют деятельность, которая в определенное время преследует достижение требуемых результатов.
Конкретную функцию может выполнять как одно подразделение, так и разделять между собой несколько. При этом на одно подразделение может быть возложено сразу несколько функций (полностью или частично).
Деятельность управленческого аппарата направлена на объединение относительно обособленных, но взаимосвязанных функций. Управленческие функции – основа для определения численности и структуры управленческого персонала.
Функции управления организацией можно разделить на две категории:
- общие функции управления,
- специальные функции управления.
К общим функциям управления, сформулированным в начале XX века А. Файолем, относятся:
- планирование,
- организация,
- координация,
- мотивация,
- контроль.
Планирование – это функция управления, заключающаяся в определении целей организации и путей их достижения.
Суть планирования заключается в поиске ответов на три ключевых вопроса:
- Каково текущее положение дел?
- В каком направлении организация рассчитывает двигаться?
- Какие методы для этого должны использоваться?
Планирование является не одноразовым действием, а постоянным процессом. План должен постоянно корректироваться в зависимости от изменения условий.
Функция организации состоит в практическом воплощении планов и программ через создание организации, формирование ее структуры и распределение задач и полномочий между подразделениями и отдельными сотрудниками.
Реализовать эту функцию необходимо, поскольку предприятие включает в себя множество неформальных и формальных элементов, которые нужно приводить в соответствие друг с другом, согласовывать и координировать процессы решения разных задач ради достижения общей цели. В организации работают люди, поэтому еще один важный аспект организации как функции управления – определение ответственных за конкретную работу. Для этого руководители подбирают исполнителей, делегируют им полномочия и задания. Люди, которым делегируются задачи, берут на себя ответственность за успешное выполнение задач.
Функция мотивации заключается в том, чтобы обеспечить заинтересованность людей в качественном выполнении работы путем выбора наиболее действенных механизмов влияния на их потребности.
Ранее проблема мотивации сводилась к тому, что людям предлагалось денежное вознаграждение в обмен на прилагаемые ими усилия. Однако более поздние психологические исследования показали, что создание внутреннего побуждения к деятельности является продуктом сложного взаимодействия многих потребностей. Поэтому современные теории мотивации предусматривают использование более сложных схем воздействия на работников.
Функция контроля – это обеспечение обратной связи.
В управленческом контроле выделяют три аспекта:
- установление стандартов и нормативов, состоящее в точном определении целей, которые нужно достичь к определенному сроку. Этот пункт базируется на результатах планирования,
- измерение фактически достигнутых к этому сроку результатов, сравнение реальности с целевыми показателями,
- действия, которые предпринимаются для коррекции обнаруженных отклонений. К примеру, могут пересматриваться цели, если осознается их недостижимость.
Общие функции предприятия
Когда говорят о том, что предприятие или организация функционируют, имеется в виду, что люди в их рамках выполняют некие действия, направленные как на внутриорганизационное взаимодействие, так и на взаимодействие с внешней средой. В ролевом функционировании предприятия функция выступает в социальной интерпретации, являясь частью общей роли, выполняемой любым предприятием в системе общества как системе более высокого организационного уровня.
Общие функции современного предприятия:
- планирование,
- маркетинг,
- предпринимательство,
- финансы,
- организация,
- производство,
- инновация,
- информация,
- социальное развитие.
Каждая указанная общая функция представляет собой определенную работу в сфере управления предприятия в целом. Эти участки работы являются относительно самостоятельными.
Выделяется шесть стадий специализации и разделения труда в управленческом процессе. Они соответствуют сложности и объемам управления предприятием или организацией в целом:
- на первой стадии сложность управленческих действий невысокая, а объем управления сравнительно невелик. Управлением занимается тот же сотрудник, что и реализует производственные функции (глава семейного предприятия, бригадир),
- на второй стадии возникает потребность в выделении специального работника для управленческой работы (начальника участка, мастера, руководителя малого бизнеса),
- на третьей стадии объем управленческой работы увеличивается, и возникает потребность в координации специальных управляющих. Формируется линейная иерархия (группа мастеров возглавляется начальником цеха),
- на четвертой стадии, вследствие дальнейшего роста сложности и объема управленческой работы происходит специализация управленческих работников для выполнения отдельных функций (появляются учетчики, плановики, контролеры),
- на пятой стадии для координации деятельности управленческих специалистов вводится отдельный начальник (например, главный бухгалтер),
- на шестой стадии в результате развития управленческой деятельности функциональная и линейная иерархия объединяются под общим руководством. Руководство превращается в отдельный вид деятельности.