Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование группового поведения в организации

Понятие группы и классификация групп

Определение 1

Группа – это каким-то образом обособленное содружество некоторого количества людей, взаимодействующих, зависимых друг от друга и влияющих друг на друга для решения конкретных задач, выполняющих различные действия, координирующих свою деятельность и позиционирующих себя как часть единого целого.

Формирование группового поведения в организации происходит из-за того, что сотрудники, очень много времени проводя в физической и пространственной близости и имея общие интересы, активно взаимодействуют в том случае, когда награда по итогам этого сотрудничества выше, чем затраты.

В социологии по различным основаниям выделяют:

  • Большие группы – социальные сообщества людей, которые существуют в масштабах определенного общества и выделяемые с помощью разных видов социальных связей, не подразумевающие обязательных личных контактов. К ним относятся нации, классы, общественные организации, религиозные конфессии, возрастные группы.
  • Малые группы – малочисленные по составу сообщества людей, которых связывает совместная деятельность и которые находятся в прямом личном общении и взаимодействии.
  • Формальные группы – сообщества, организованные по решению руководства в структуре компании для выполнения конкретных задач, их действия направлены на достижение целей компании. Они действуют по установленным официально утвержденным нормам, инструкциям, положениям, уставам.
  • Неформальные группы – сообщества, организованные сотрудниками компании в соответствии с их взаимными увлечениями, общими интересами, привычками для удовлетворения своих потребностей и общения.
  • Управленческие группы – сообщества работников, на которых возложены функции управления. Они могут быть разными, например, командная группа управленцев, команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Основная цель их создания – совместное принятие решений. Эти группы обязаны эффективно работать как единый сложный механизм.
  • Производственные группы – сообщества сотрудников, напрямую занимающихся производственной деятельностью, которые совместно выполняют определенное производственное задание.
  • Целевые (проектные) группы – сообщества, сформированные для достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. По достижении цели такая группа может быть распущена или же ей поручается новое задание.
  • Функциональные группы – сообщества, которые созданы для долговременного выполнения конкретных функций.
  • Дружеские группы – их объединяют общие интересы и взаимные симпатии, а также общие увлечения. Возникая на рабочем месте, они зачастую переходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы это своеобразные разновидности неформальных групп.
  • Постоянные группы – сообщества, участники которых выполняют конкретные функции как часть своих должностных обязанностей; они обеспечивают компании устойчивость.
  • Временные группы – сообщества, сформированные для реализации разовых задач.
Статья: Формирование группового поведения в организации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Степень развития сообщества определяет его психологическая общность, четкое разделение ролей и обязанностей, сложившаяся структура, степень сплоченности участников группы. В соответствии с этими критериями выделяют

  1. Высокоразвитые группы – сообщества, сформированные давно, которые отличаются единством общих интересов и целей, устойчивыми взаимоотношениями между ее участниками, высокой сплоченностью и т. д.
  2. Слаборазвитые группы – сообщества, которые недостаточно развиты, или в которых отсутствует психологическая общность, структура, распределение обязанностей и сплоченность. Эти группы также называют диффузными.
  3. Референтные группы – сообщества, с которыми отождествляет себя личность и к которым ей хотелось бы принадлежать, на которые личность ориентируется в своих симпатиях – их также еще называют эталонными. В них человек сравнивает и оценивает свое поведение с другими.
  4. Нереферентные группы - сообщества принадлежности – группы, в которых сотрудники реально участвуют, трудятся или проходят обучение.
  5. Реальные группы – сообщества, действительно существующие во времени и пространстве, где люди объединены действительными отношениями.
  6. Условные группы – сообщества людей, условно объединенных для какого-то исследования или проекта по конкретному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.
«Формирование группового поведения в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины создания групп

Личности собираются в группы по целому ряду причин. Классические теории образования групп объясняют это таким образом. Так, если верить теории близости, люди создают сообщества в силу географической или пространственной близости. К примеру, работники одного отдела, чьи рабочие места располагаются в одном кабинете или помещении, вероятнее всего создадут сообщество, чем если бы они находились в различных помещениях.

По теории формирования сообществ Дж. Хоманса, люди, выполняющие поставленные задачи, взаимодействуют друг с другом. Эти отношения формируют появление эмоций, чувств – как отрицательных, так и положительных – направленных друг на друга и на руководство. Чувства и эмоции в процессе выполнения задач тем сильнее, чем больше задач у этой группы; чем больше взаимодействий, тем больше сотрудники стремятся к отношениям и больше эмоций они разделяют; с увеличением чувств друг к другу взаимодействие в группе становится плотнее и продуктивнее. Теория равновесия говорит, что личности создают сообщества из-за появления общих ценностей и установок.

К причинам, из-за которых люди создают группы, относят также удовлетворение потребностей в сфере обеспечения безопасности, возможность достижения целей, стремление к общению, стремление к самоутверждению, желание усилить власть и получить определенный статус.

Развитие групп

Продвигаясь к выполнению поставленной перед сообществом цели, его участники проявляют разные интересы, которые зачастую не соответствуют этой цели. Появляются разные мнения, проявляется отношение людей к групповой работе, к распределению обязанностей и ролей, тактике сообщества, формируются конкретные отношения между членами группы. Когда различия превышают какую-то пиковую точку, некоторые участники могут уйти из сообщества. Если же разногласия малозначимы, то члены сообщества либо обсуждают противоречия, либо просто приспосабливаются.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 02.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot