Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование группового поведения в организации

Понятие группы и классификация групп

Определение 1

Группа – это каким-то образом обособленное содружество некоторого количества людей, взаимодействующих, зависимых друг от друга и влияющих друг на друга для решения конкретных задач, выполняющих различные действия, координирующих свою деятельность и позиционирующих себя как часть единого целого.

Формирование группового поведения в организации происходит из-за того, что сотрудники, очень много времени проводя в физической и пространственной близости и имея общие интересы, активно взаимодействуют в том случае, когда награда по итогам этого сотрудничества выше, чем затраты.

В социологии по различным основаниям выделяют:

  • Большие группы – социальные сообщества людей, которые существуют в масштабах определенного общества и выделяемые с помощью разных видов социальных связей, не подразумевающие обязательных личных контактов. К ним относятся нации, классы, общественные организации, религиозные конфессии, возрастные группы.
  • Малые группы – малочисленные по составу сообщества людей, которых связывает совместная деятельность и которые находятся в прямом личном общении и взаимодействии.
  • Формальные группы – сообщества, организованные по решению руководства в структуре компании для выполнения конкретных задач, их действия направлены на достижение целей компании. Они действуют по установленным официально утвержденным нормам, инструкциям, положениям, уставам.
  • Неформальные группы – сообщества, организованные сотрудниками компании в соответствии с их взаимными увлечениями, общими интересами, привычками для удовлетворения своих потребностей и общения.
  • Управленческие группы – сообщества работников, на которых возложены функции управления. Они могут быть разными, например, командная группа управленцев, команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Основная цель их создания – совместное принятие решений. Эти группы обязаны эффективно работать как единый сложный механизм.
  • Производственные группы – сообщества сотрудников, напрямую занимающихся производственной деятельностью, которые совместно выполняют определенное производственное задание.
  • Целевые (проектные) группы – сообщества, сформированные для достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. По достижении цели такая группа может быть распущена или же ей поручается новое задание.
  • Функциональные группы – сообщества, которые созданы для долговременного выполнения конкретных функций.
  • Дружеские группы – их объединяют общие интересы и взаимные симпатии, а также общие увлечения. Возникая на рабочем месте, они зачастую переходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы это своеобразные разновидности неформальных групп.
  • Постоянные группы – сообщества, участники которых выполняют конкретные функции как часть своих должностных обязанностей; они обеспечивают компании устойчивость.
  • Временные группы – сообщества, сформированные для реализации разовых задач.

Степень развития сообщества определяет его психологическая общность, четкое разделение ролей и обязанностей, сложившаяся структура, степень сплоченности участников группы. В соответствии с этими критериями выделяют

  1. Высокоразвитые группы – сообщества, сформированные давно, которые отличаются единством общих интересов и целей, устойчивыми взаимоотношениями между ее участниками, высокой сплоченностью и т. д.
  2. Слаборазвитые группы – сообщества, которые недостаточно развиты, или в которых отсутствует психологическая общность, структура, распределение обязанностей и сплоченность. Эти группы также называют диффузными.
  3. Референтные группы – сообщества, с которыми отождествляет себя личность и к которым ей хотелось бы принадлежать, на которые личность ориентируется в своих симпатиях – их также еще называют эталонными. В них человек сравнивает и оценивает свое поведение с другими.
  4. Нереферентные группы - сообщества принадлежности – группы, в которых сотрудники реально участвуют, трудятся или проходят обучение.
  5. Реальные группы – сообщества, действительно существующие во времени и пространстве, где люди объединены действительными отношениями.
  6. Условные группы – сообщества людей, условно объединенных для какого-то исследования или проекта по конкретному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.
«Формирование группового поведения в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины создания групп

Личности собираются в группы по целому ряду причин. Классические теории образования групп объясняют это таким образом. Так, если верить теории близости, люди создают сообщества в силу географической или пространственной близости. К примеру, работники одного отдела, чьи рабочие места располагаются в одном кабинете или помещении, вероятнее всего создадут сообщество, чем если бы они находились в различных помещениях.

По теории формирования сообществ Дж. Хоманса, люди, выполняющие поставленные задачи, взаимодействуют друг с другом. Эти отношения формируют появление эмоций, чувств – как отрицательных, так и положительных – направленных друг на друга и на руководство. Чувства и эмоции в процессе выполнения задач тем сильнее, чем больше задач у этой группы; чем больше взаимодействий, тем больше сотрудники стремятся к отношениям и больше эмоций они разделяют; с увеличением чувств друг к другу взаимодействие в группе становится плотнее и продуктивнее. Теория равновесия говорит, что личности создают сообщества из-за появления общих ценностей и установок.

К причинам, из-за которых люди создают группы, относят также удовлетворение потребностей в сфере обеспечения безопасности, возможность достижения целей, стремление к общению, стремление к самоутверждению, желание усилить власть и получить определенный статус.

Развитие групп

Продвигаясь к выполнению поставленной перед сообществом цели, его участники проявляют разные интересы, которые зачастую не соответствуют этой цели. Появляются разные мнения, проявляется отношение людей к групповой работе, к распределению обязанностей и ролей, тактике сообщества, формируются конкретные отношения между членами группы. Когда различия превышают какую-то пиковую точку, некоторые участники могут уйти из сообщества. Если же разногласия малозначимы, то члены сообщества либо обсуждают противоречия, либо просто приспосабливаются.

Дата написания статьи: 02.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot