Классический этап в эволюции теории менеджмента
Эволюция теории менеджмента – это процесс изменения господствующих среди исследователей подходов к управлению.
Теория менеджмента как самостоятельная сфера исследований зародилась в конце XIX-начале XX века. История практики управления насчитывает многие тысячелетия, а теории – чуть более века.
Причиной возникновения менеджмента как науки стали новые практические проблемы, вызовы новой производственной системы. Это привело к поиску и систематизации методов и форм управления, а также появлению менеджеров (управленцев) как отдельного класса сотрудников.
Основоположником теории менеджмента обычно называют Ф.У. Тейлора – американского исследователя и инженера (хотя, для справедливости, следует отметить, что попытки систематизации опыта управления предпринимались и раньше – например, Ч. Беббиджем в изданном в 1832 году труде «Экономика машин и производства»). Его предложения в части организации управленческих отношений и труда привела к «организационной революции».
В основе тейлоризма закреплены следующие положения:
- работу необходимо анализировать, изучая этапы ее выполнения (желательно раздробить работу на элементарные операции),
- для каждого вида работ следует подбирать подходящих сотрудников,
- для достижения более высокого профессионализма рабочих целесообразно обучать и тренировать, а не оставлять все вопросы на самосовершенствование,
- между рабочими и администрацией важно наладить сотрудничество (включая обратную связь).
На основе принципов, сформулированных Ф.У. Тейлором, «автомобильный король» Г. Форд совершил «революцию в цехе» - впервые применил конвейерную систему в производстве автомобилей. В его системе приоритетная роль была отведена технике и технологии, а человек вписывался в нее.
Классиками стали и такие ученые, как Г. Эмерсон (сформулировал принципы производительного труда), А. Файоль (создал «теорию администрации»).
А. Файоль выделял в функционировании предприятия операции шести групп:
- технические – собственно производство,
- коммерческие – приобретение, реализация, обмен,
- финансовые – привлечение и распоряжение средствами,
- учетные – калькуляция, бухгалтерия, статистика,
- страховые,
- административные – планирование, организация, координация, контроль.
Теория «человеческих отношений» и поведенческая теория
Классический этап характеризовался обезличенным подходом к рабочим. В основе рекомендаций лежала унификация, стандартизация. На следующем этапе больше внимания начинает уделяться психологии личности.
Основоположником теории «человеческих отношений» стал Э. Мэйо. В рамках этой теории складывается понимание роли человеческого фактора, развиваются идеи о человеке в организации. Одним из важнейших выводов стало осознание того, что профессиональная подготовка руководителя должна включать психологические науки:
- психологию управления,
- социальную психологию,
- деловой этикет и т.д.
Развитием школы «человеческих отношений» стала поведенческая теория, уделявшая пристальное внимание мотивам и механизмам человеческого поведения. В рамках этой теории А. Маслоу разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей», определяющую иерархию человеческих потребностей от базовых к более высоким.
Таким образом, на этом этапе важнейшими для менеджмента признавались приемы управления человеческими отношениями для повышения производительности труда. Для этого изучались такие факторы, как мотивация, групповая динамика, коммуникация, исследование поведения людей и его мотивов.
Школа науки управления как современный этап эволюции теории менеджмента
Следствием развития математики и информационных технологий стало появление школы науки управления. Ее фундаментом является количественный подход, предусматривающий применение научных методов при анализе проблем управления и функционирования производственных систем. Для этого активно используется компьютерная техника и математические методы.
Важным инструментом школы науки управления является математическая модель.
Математическая модель – это приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики.
Модель позволяет упрощенно отобразить сложную ситуацию, явление или процесс. При этом незначимые в условиях данной проблемы и переменные отбрасываются, что позволяет сконцентрироваться на значимых, количество которых сокращается до управляемого.
Возможность применения данного инструмента в менеджменте обусловлена четырьмя предпосылками:
- реальные проблемы управления, с которыми сталкиваются менеджеры, отличаются высокой сложностью, большим количеством переменных,
- значительная часть факторов производства может быть подвержена количественному анализу, при этом ориентирами выступают экономические показатели,
- математические модели в науке управления дают возможность получить представление о реальном положении дел, а также путях его улучшения,
- компьютеры повышают эффективность обработки больших объемов информации.
Ключевым отличием школы науки управления является переход от словесных описаний к четким моделям и количественным переменным. В рамках школы реализуются следующие подходы:
- процессный подход (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций),
- системный подход (организация рассматривается как система, обладающая синергетическим эффектом, т.е. не сводящаяся к простой сумме свойств входящих в нее компонентов),
- ситуационный подход (учитывает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия).
Таким образом, за сравнительно небольшой период времени (теория менеджмента является очень молодой) был пройден большой путь, сменилось несколько господствующих концепций. В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться.