Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анри Файоль: административное управление

Теория административного управления А. Файоля

Замечание 1

Анри Файоль – французский инженер, которого считают основателем классической административной управленческой школы. Он был первым теоретиком, поднявшимся над уровнем заводского цеха, обобщившим принципы и искусство управлять администрацией в целом.

Впервые Файоль предложил рассматривать управленческую деятельность в качестве самостоятельного объекта исследования и выделил пять основных элементов, которые формируют управленческий функционал:

  • планирование;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координирование;
  • контроль.

Планирование – это не только шаги и отдельные ступени деятельности. В первую очередь, это попытка предсказать будущее и определить меры перехода в новое состояние. Файоль считал, что предвидение предполагает исчисление будущего и подготовку его осуществления, то есть, это практическое действие. Практическая основа этого процесса – разработка формального плана действий, который был представлен Файолем в качестве своеобразного образа будущего, где ближайшие события изображены более определенно, чем отдаленные, позволяющего предопределить действия, которые будут совершаться на протяжении некоторого отрезка времени.

Статья: Анри Файоль: административное управление
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Организация – это обеспечение предприятия всем необходимым для решения поставленных при планировании задач. Иными словами, функция организации состоит как из материального, так и социального аспектов. Организация деятельности персонала предполагает следующую работу:

  • правильный подбор персонала;
  • формулирование конкретных задач;
  • согласование усилий для более эффективного решения поставленных задач;
  • определение обязанностей и ответственности сотрудников.

Распорядительство – одна из первостепенных управленческих функций, смысл которой – добиться от работников максимальной трудовой отдачи в интересах всего предприятия. Файоль составил ряд правил, которые должны быть соблюдены руководителем, чтобы реализовать данную функцию:

  • в совершенстве знать всех работников в своем подчинении;
  • стремиться победить некомпетентность, увольняя непрофессиональных сотрудников;
  • хорошо знать условия, которые связывают предприятие со служащими;
  • давать позитивный пример подчиненным;
  • периодически инспектировать социальный организм предприятия;
  • проводить совещания с ведущими сотрудниками на предприятии, чтобы задать основные приоритеты для прикладываемых усилий;
  • не уделять мелочам большое количество времени, нанося тем самым ущерб важнейшим вопросам;
  • стремиться установить атмосферу, стимулирующую сотрудников к единению и активности.
«Анри Файоль: административное управление» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Координация – главная цель этой функции - гармонизировать взаимодействие различных структур и видов деятельности предприятия. Данный элемент должен сбалансировать разные аспекты деятельности организации, чтобы обеспечить рациональную пропорциональность доходов и расходов, согласованность и однонаправленность действий разных подразделений и пр. Для этого Файолем было предложено проведение еженедельных совещаний руководителей отделов с целью рассмотрения вопросов кооперации и обсуждения проблем взаимодействия.

Контроль – призван проверять соответствие деятельности сотрудников принятым планам, принципам и действующим инструкциям. Цель контроля – найти слабые стороны и ошибки, которые могут быть исправлены и предотвращены. Также контролем стимулируется процесс обратной связи и дается возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Иными словами, Файоль рассматривал управление в качестве универсального процесса, состоящего из пяти управленческих функций. Разработанная им концептуальная модель была так плодотворна, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.

Принципы управления

Файолем было сформулировано 14 принципов управления, которые, как он считал, могут быть применены к любой административной деятельности:

  • разделение труда – повышает количество и качества результата в тех же условиях, что возможно благодаря сокращению количества одновременно выполняемых задач и повышение личностной специализации;
  • власть – право отдачи распоряжений и контроля за их выполнением. При этом Файоль различал официальный авторитет, который связан с занимаемой должностью, а также личный, который обусловлен индивидуально-личностными качествами;
  • дисциплина – послушание, лояльность, энергичность, то есть внешнее проявление знаков почтения, соответствующих принятым в организации соглашениям;
  • единство распорядительства – работник должен получать поручения только от своего непосредственного руководителя. Также он уважал авторитет руководителя;
  • единство управления – предполагает одного руководителя и один план проведения операций, направленных на достижение конкретных целей;
  • подчиненность индивидуальных интересов общим – интересы одного работника не могут противоречить интересам целого предприятия;
  • вознаграждение персонала – оплата труда должна быть справедлива и быть удовлетворительной и для персонала, и для организации;
  • централизация – необходимо достичь некоторое соответствие централизации и децентрализации, такое соответствие определяют его размеры и конкретные условия деятельности;
  • скалярная цепь - вертикаль власти, которая связывает все уровни подчинения, начиная высшей дистанцией и до низших ступеней, ей определяются каналы коммуникации и взаимодействия;
  • порядок – наличие места любой вещи на предприятии, а также нахождение любой вещи на своем месте;
  • справедливость – доброта и правосудие. Работник, чувствующий к себе справедливое отношений, испытывает приверженность целям организации, лоялен к руководителю и трудится с полной отдачей;
  • стабильность состава персонала относится к проблеме планирования и текучести кадров;
  • инициатива – способность разрабатывать план собственных действий и обеспечивать его выполнение. Чтобы подтвердить инициативу работников, нужно делегировать часть полномочий своим подчиненным;
  • корпоративный дух – предполагает создание и поддержку необходимого уровня гармонии на предприятии.

Также он отмечал, что все вышеперечисленные принципы не всегда требуют жесткого соблюдения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot