Стратегическое управление
Стратегическое управление – это разновидность управления, которая направлена на исполнение долгосрочных целей и планов, а также на реализацию комплекса долгосрочных мер по улучшению жизнеспособности и мощи компании в сравнении с конкурентами.
Объектами стратегического управления являются организации, которые реализуют стратегические планы. Предметом стратегического управления принято считать:
- проблемы, связанные с основными целями компании,
- проблемы, связанные с элементами организации, которые используются для достижения поставленной цели,
- проблемы, поступающие из внешней среды.
Проблемы стратегического управления достаточно часто возникают в результате воздействия внешних факторов. Поэтому перед применением методов стратегического управления менеджеру необходимо проанализировать экономические, политические и другие факторы, воздействующие на организацию.
Управление стратегическими задачами
Управление стратегическими задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных ситуаций) заключается в том, чтобы заполнить все возникающие пробелы, но при этом не подменять собой планирование. Данные системы взаимно дополняют друг друга. Периодическое планирование помогает менеджеру определить новые направления деятельности компании, а в дальнейшем позволяет согласовать действия различных подразделений.
Выбор того или иного метода стратегического управления зависит от ситуации во внешней среде и количества времени для принятия решения. Каждый метод используется при конкретном уровне нестабильности.
Современная экономическая ситуация привела к высокому уровню нестабильности. Поэтому все больше компаний изучают и применяют методы стратегического управления. Уровень нестабильности во всех отраслях различен. Это связано с тем, что кризис воздействует на разные отрасли по-разному. Поэтому выбор метода стратегического управления зависит от уровня воздействия нестабильности.
Методы стратегического управления
Развитие стратегического планирования шло по пути усложнения используемых методов, которые учитывали происходящие изменения и уровень нестабильности. Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее используемые методы стратегического управления. Поэтому каждый вид стратегического управления целесообразно применять в зависимости от ситуации.
Зачастую при разработке стратегического планирования менеджеры принимают решение к переходу к новым методам деятельности. Это зависит от того насколько компания готова успешно при этом функционировать. Исходя из этого необходимо проанализировать потенциал компании и оценить сильные и слабые стороны организации.
Очень многие компании на протяжении многих лет функционирования не могут найти для себя перспективную отрасль. И зачастую накопленный опыт компании становится слабой стороной. Опора на опыт может обернуться в неправильной ориентации на будущую концепцию.
Стоит отметить, что стратегическое планирование сочетается с планированием стратегии развития компании. Сложность заключается в следующих параметрах:
- в существовании связи между стратегией и организационными возможностями,
- в использовании потенциала отдельных производственных функций.
Стратегическое управление включает в себя взаимосвязь компонентов. Квалификация и уровень подготовки аппарата компании является первым компонентом стратегического управления. Климат и внутренняя организация деятельности в компании – второй компонент. Третьим компонентом является иерархия и структура власти. Организационная структура компании включает в себя четвертый компонент стратегического управления. Последним компонентом являются организаторские способности управленческого персонала.
Для полноты работы стратегического управления и его компонентов менеджеры используют метод на основе ранжирования задач. Данный процесс затрагивает все уровни компании и продолжается на протяжении нескольких месяцев.
Процесс является очень сложным для компании, так зачастую ей не хватает сил пережить воздействия внешних факторов. Менеджерам необходимо отслеживать тенденции внешней среды и осуществлять анализ. После этого руководство оценивает результаты и принимает решение, ранжируя задачи по срочности. Высшее руководство контролирует принимаемые решения и постоянно обновляет список задач. Метод ранжирования является достаточно простым методом управления и позволяет отслеживать изменения внешней и внутренней среды.
Другим популярным методом стратегического управления является управление сильными и слабыми сигналами. Анализ внешней среды может быть различным. Менеджерам необходимо дать оценку полученным результатам и принять адекватные меры по устранению негативных последствий. Если затруднения приводят к будущим потерям, то такие затруднения называются определяемыми по сильным сигналам.
Если последствия нельзя определить или уровень является незначительным, то такие последствия называются слабыми сигналами. Если нестабильность увеличивается, затруднения в компании могут приобрести характер сильных сигналов. Это момент необходимо отслеживать менеджеру, так как компания может опоздать с принятием решения. Поэтому при возникновении слабых сигналов необходимо менеджерам подготовить среду организации. На первом уровне слабый сигнал может сигнализировать о неожиданностях со стороны внешней среды. На пятом уровне сигнала менеджеру необходимо начинать рассчитывать уровень прибыли и убытков.
На четвертом уровне информации достаточно для того, чтобы разработать стратегию и начать принимать меры в ответ на воздействия внешней среды. При этом организация не может еще оценить финансовые последствия.
Методы стратегического управления позволяют вовремя отреагировать на воздействия внешней среды, что в свою очередь обеспечит компании стабильность и повысит собственную конкурентоспособность.