Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Принципы организации школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Замечание 1

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой — это регулярная форма занятий с больными, которые на протяжении определенного времени изучают темы, непосредственно связанные с их заболеванием.

Цели школы здоровья:

  • предоставить базовые знания об особенностях течения болезни и о приемах самопомощи;
  • научить, как можно избежать прогрессирования заболевания;
  • научить самостоятельно определять уровень сложности заболевания;
  • ознакомить с начальными симптомами бронхоспазма;
  • обучить приемам быстрого купирования приступов астмы;
  • ознакомить со способами профилактики обострений;
  • ознакомить с данными о новейших способах лечения астмы;
  • научить применять на практике различные виды ингаляторов, спейсеры, небулайзеры;
  • обучить, как самостоятельно контролировать заболевание.

Каждая группа больных состоит из 8-10 человек, а каждое занятие включает подачу информационного материала, активные формы обучения, направленные на развитие практических навыков и умений, необходимых для самообслуживания при бронхиальной астме. В программу школы здоровья входят обязательные для рассмотрения темы и дополнительные (по желанию больного).

Как правило, цикл обучения в школе включает от 5 до 10 занятий не более 1,5 часов каждое. Занятия могут проводиться ежедневно с интервалом в 1-2 дня. В школе здоровья могут обучаться больные, не посещающие ранее таких занятий и больные, которые пришли на повторный курс.

Обучение не проводится, если у пациента:

  • выраженное обострение сопутствующего заболевания;
  • тяжелое состояние;
  • значительная потеря слуха и /или зрения;
  • нарушение памяти;
  • нарушение психики.

Занятие рекомендовано проводить не в форме подачи лекционного материала, а в виде беседы. Больных предупреждают о возможности задавать вопросы по мере их возникновения.

Примерная программа обучения пациентов с бронхиальной астмой

«Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На первом занятии происходит знакомство членов группы с руководителем группы и друг с другом. Преподаватель кратко рассказывает, что такое школа здоровья, как организована программа обучения.

Программа по обучению пациентов с бронхиальной астмой может включать следующие вопросы:

  • необходимость посещения школы здоровья;
  • определение бронхиальной астмы;
  • строение дыхательных путей;
  • механизмы развития приступа бронхиальной астмы;
  • механизмы самоочищения бронхиального дерева;
  • понятие мукоцилиарного клиренса;
  • аллергия и астма, неаллергические причины развития заболевания;
  • цели и задачи пикфлоуметрии, методика применения пикфлоуметра и самоконтроля;
  • правила использования дозированного ингалятора и спейсера;
  • понятие системы зон, правила ведения дневника пикфлоуметрии;
  • основные группы препаратов, которые используют в ингаляторах;
  • принципы подбора ингалятора;
  • симптоматическая бронхолитическая терапия;
  • применяемые дозы лекарственных препаратов, симптомы передозировки;
  • базисное лечение бронхиальной астмы;
  • необходимость и обоснованность применения глюкокортикостероидов;
  • показания для назначения таблетированных и внутривенных стероидов;
  • роль препаратов с фиксированной комбинацией;
  • тактика поведения при ОРВИ;
  • причины обострения бронхиальной астмы и их профилактика;
  • понятие небулайзерной терапии.

Содержание занятий школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Пациентам объясняют, что бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически происходит бронхоспазм (обратимое сужение бронхиальных путей). Основная задача больного — научиться контролировать свое состояние и не допускать развития обострений.

Аллергия — это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов. Приступ бронхиальной астмы могут вызвать разные аллергены: шерсть животных, бытовая пыль, пыльца растений, лекарственные препараты, домашний клещ, пищевые продукты, препараты бытовой химии, бактерии, вирусы, грибки, продукты их жизнедеятельности. Важно акцентировать внимание на профилактике бытовой аллергии, включающей: регулярное проветривание помещения, влажную уборку, избавление от вещей, накапливающих пыль (мягких игрушек, ковров, тяжелых штор и т. д.).

К неаллергическим причинам развития бронхоспазма относятся: резкая перемена погоды, эмоциональный стресс, вирусная инфекция, резкие запахи, физическая нагрузка, высокая влажность и т.д. Пациентам дают советы общего порядка: избегать стрессовых ситуаций, закаливаться, заниматься физической культурой, при необходимости, обратиться к психологу или психиатру. Важно разъяснить, что при бронхиальной астме можно и нужно заниматься спортом, так как физическая активность облегчает течение болезни. Наиболее полезно при астме плавание.

Пикфлоуметр — это прибор, позволяющий измерить максимальную скорость выдоха. Показатели прибора зависят от степени суженности бронхов.

Техника использования пикфлоуметра:

  • в положении стоя осуществляется выдох;
  • делается глубокий вдох;
  • мундштук прибора плотно обхватывается губами;
  • необходимо сделать резкий и полный выдох;
  • отметить показания прибора;
  • повторить измерение, выбрать лучший показатель;
  • занести его в дневник и сравнить с предыдущими.

Дневник пикфлоуметрии помогает выявить причинный аллерген, определить степень бронхиальной обструкции, суточные колебания проводимости дыхательных путей, определить начинающееся обострение, оценить эффективность лечения.

Пациентам разъясняют, что существует два вида терапии бронхиальной астмы:

  • симптоматическое — назначается для купирования бронхоспазма (симпатомиметики, ксантины, холинолитики);
  • базовое — противовоспалительное (ингаляционные стероиды, препараты с фиксированной комбинацией, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).

Пациентам разъясняют принципиальное отличие основных противовоспалительных препаратов от бронходилататоров, объясняют, что подбирать лекарственные средства и назначать лечение должен исключительно врач (участковый терапевт или пульмонолог). Внимание слушателей акцентируется на соблюдении правильной техники ингаляций, наиболее частых ошибках, допускаемых при использовании дозированных аэрозолей.

Дата написания статьи: 04.12.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot