Принципы организации школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой — это регулярная форма занятий с больными, которые на протяжении определенного времени изучают темы, непосредственно связанные с их заболеванием.
Цели школы здоровья:
- предоставить базовые знания об особенностях течения болезни и о приемах самопомощи;
- научить, как можно избежать прогрессирования заболевания;
- научить самостоятельно определять уровень сложности заболевания;
- ознакомить с начальными симптомами бронхоспазма;
- обучить приемам быстрого купирования приступов астмы;
- ознакомить со способами профилактики обострений;
- ознакомить с данными о новейших способах лечения астмы;
- научить применять на практике различные виды ингаляторов, спейсеры, небулайзеры;
- обучить, как самостоятельно контролировать заболевание.
Каждая группа больных состоит из 8-10 человек, а каждое занятие включает подачу информационного материала, активные формы обучения, направленные на развитие практических навыков и умений, необходимых для самообслуживания при бронхиальной астме. В программу школы здоровья входят обязательные для рассмотрения темы и дополнительные (по желанию больного).
Как правило, цикл обучения в школе включает от 5 до 10 занятий не более 1,5 часов каждое. Занятия могут проводиться ежедневно с интервалом в 1-2 дня. В школе здоровья могут обучаться больные, не посещающие ранее таких занятий и больные, которые пришли на повторный курс.
Обучение не проводится, если у пациента:
- выраженное обострение сопутствующего заболевания;
- тяжелое состояние;
- значительная потеря слуха и /или зрения;
- нарушение памяти;
- нарушение психики.
Занятие рекомендовано проводить не в форме подачи лекционного материала, а в виде беседы. Больных предупреждают о возможности задавать вопросы по мере их возникновения.
Примерная программа обучения пациентов с бронхиальной астмой
На первом занятии происходит знакомство членов группы с руководителем группы и друг с другом. Преподаватель кратко рассказывает, что такое школа здоровья, как организована программа обучения.
Программа по обучению пациентов с бронхиальной астмой может включать следующие вопросы:
- необходимость посещения школы здоровья;
- определение бронхиальной астмы;
- строение дыхательных путей;
- механизмы развития приступа бронхиальной астмы;
- механизмы самоочищения бронхиального дерева;
- понятие мукоцилиарного клиренса;
- аллергия и астма, неаллергические причины развития заболевания;
- цели и задачи пикфлоуметрии, методика применения пикфлоуметра и самоконтроля;
- правила использования дозированного ингалятора и спейсера;
- понятие системы зон, правила ведения дневника пикфлоуметрии;
- основные группы препаратов, которые используют в ингаляторах;
- принципы подбора ингалятора;
- симптоматическая бронхолитическая терапия;
- применяемые дозы лекарственных препаратов, симптомы передозировки;
- базисное лечение бронхиальной астмы;
- необходимость и обоснованность применения глюкокортикостероидов;
- показания для назначения таблетированных и внутривенных стероидов;
- роль препаратов с фиксированной комбинацией;
- тактика поведения при ОРВИ;
- причины обострения бронхиальной астмы и их профилактика;
- понятие небулайзерной терапии.
Содержание занятий школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
Пациентам объясняют, что бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически происходит бронхоспазм (обратимое сужение бронхиальных путей). Основная задача больного — научиться контролировать свое состояние и не допускать развития обострений.
Аллергия — это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов. Приступ бронхиальной астмы могут вызвать разные аллергены: шерсть животных, бытовая пыль, пыльца растений, лекарственные препараты, домашний клещ, пищевые продукты, препараты бытовой химии, бактерии, вирусы, грибки, продукты их жизнедеятельности. Важно акцентировать внимание на профилактике бытовой аллергии, включающей: регулярное проветривание помещения, влажную уборку, избавление от вещей, накапливающих пыль (мягких игрушек, ковров, тяжелых штор и т. д.).
К неаллергическим причинам развития бронхоспазма относятся: резкая перемена погоды, эмоциональный стресс, вирусная инфекция, резкие запахи, физическая нагрузка, высокая влажность и т.д. Пациентам дают советы общего порядка: избегать стрессовых ситуаций, закаливаться, заниматься физической культурой, при необходимости, обратиться к психологу или психиатру. Важно разъяснить, что при бронхиальной астме можно и нужно заниматься спортом, так как физическая активность облегчает течение болезни. Наиболее полезно при астме плавание.
Пикфлоуметр — это прибор, позволяющий измерить максимальную скорость выдоха. Показатели прибора зависят от степени суженности бронхов.
Техника использования пикфлоуметра:
- в положении стоя осуществляется выдох;
- делается глубокий вдох;
- мундштук прибора плотно обхватывается губами;
- необходимо сделать резкий и полный выдох;
- отметить показания прибора;
- повторить измерение, выбрать лучший показатель;
- занести его в дневник и сравнить с предыдущими.
Дневник пикфлоуметрии помогает выявить причинный аллерген, определить степень бронхиальной обструкции, суточные колебания проводимости дыхательных путей, определить начинающееся обострение, оценить эффективность лечения.
Пациентам разъясняют, что существует два вида терапии бронхиальной астмы:
- симптоматическое — назначается для купирования бронхоспазма (симпатомиметики, ксантины, холинолитики);
- базовое — противовоспалительное (ингаляционные стероиды, препараты с фиксированной комбинацией, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).
Пациентам разъясняют принципиальное отличие основных противовоспалительных препаратов от бронходилататоров, объясняют, что подбирать лекарственные средства и назначать лечение должен исключительно врач (участковый терапевт или пульмонолог). Внимание слушателей акцентируется на соблюдении правильной техники ингаляций, наиболее частых ошибках, допускаемых при использовании дозированных аэрозолей.