Понятие патронажа
Патронаж – это форма организации лечебно-профилактической работы медицинских учреждений первичного звена, предполагающая проведение на дому профилактических и оздоровительных мероприятий, улучшение санитарно-гигиенических условий быта и внедрение правил личной гигиены.
Патронаж могут осуществлять следующие категории медицинских работников:
- участковые врачи-педиатры;
- участковые (патронажные) медсестры детских поликлиник;
- участковые (патронажные) медсестры сельских врачебных участков;
- акушерки женских консультаций;
- акушерки и фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов.
Особое внимание при патронаже уделяется детям раннего возраста из группы риска, к которым относятся:
- дети с риском развития патологии ЦНС (при перенесенных перинатальных поражениях ЦНС);
- дети с железодефицитными состояниями, риском развития анемии, реконвалесценты анемии;
- дети с риском развития хронических расстройств питания;
- дети, страдающие рахитом 1, 2 степени;
- дети с аномалиями конституции;
- дети, родившиеся с крупной массой тела («крупный плод»);
- часто и длительно болеющие дети;
- дети, перенесшие внутриутробную инфекцию или гнойно-воспалительные заболевания;
- дети из приоритетных семей.
При наблюдении детей из групп риска важно выделить ведущие факторы риска и определить задачи наблюдения (предупредить развитие заболеваний и патологических состояний).
Сестринские мероприятия по выявлению заболеваний при проведении патронажа детей раннего возраста
С целью раннего выявления заболеваний у детей патронажная медсестра осуществляет следующие мероприятия.
В первую очередь важна регулярность наблюдения за состоянием здоровья ребенка медицинской сестрой, совместно с врачом-педиатром или самостоятельно, с целью своевременного выявления отклонений в развитии и заболеваний, что позволит в кратчайшие сроки приступить к их коррекции и лечению, что, в свою очередь, напрямую влияет на течение и прогноз патологии.
Медицинская сестра совместно с врачом- педиатром в ходе патронажа оценивает уровень нервно-психического и физического развития ребенка и помогает матери советами по созданию благоприятных условий, способствующих его нормальному развитию. Особенности формирования у ребенка навыков определяются не только его индивидуальными особенностями, но и характером воздействия на него окружающих условий (взрослых людей и обстановки). При оценке развития учитывается не только наличие конкретных умений и навыков (движений, речи), но и последовательность их формирования.
Нервно-психическое развитие (НПР) у детей раннего возраста оценивают в установленные сроки с помощью специально разработанных стандартов развития. Так, в течение первого года жизни показатели НПР оцениваются ежемесячно, в течение второго года – 1 раз в квартал, в течение третьего года – 1 раз в полгода, желательно в те числа месяца, которые близки ко дню рождения ребенка.
Оценка нервно-психического развития, согласно рекомендациям, проводится по определенным показателям, называемым линиями развития. Если в ходе оценки выясняется, что развитие ребенка не соответствует его возрасту, то его проверка проводится по показателям последующего или предыдущего возрастного периода.
Физическое развитие ребенка оценивается с помощью специальных таблиц, указывающих разброс нормальных значений антропометрических и соматоскопических показателей для детей различных возрастных периодов. В то же время при оценке медицинская сестра не должна делать вывод о несоответствии (отставании или опережении) физического развития ребенка исключительно по результатам сопоставления полученных данных с этими таблицами, так как в каждом случае могут быть нюансы, например, наследственные особенности развития. Поэтому патронаж включает в себя не только оценку фактических данных, но и активное общение с родителями ребенка, позволяющее выявить различные обстоятельства, влияющие на его развитие, и сделать правильные выводы.
В ходе патронажа детей более старшего возраста (2,5 -3 года) медицинская сестра особое внимание уделяет оценке режима дня ребенка. Так, продолжительность ночного сна в этом возрасте должна составлять не менее 1 часов, активного бодрствования – порядка 6-6,5 часов, раз в сутки должен быть предусмотрен дневной сон. Также оценивается словарный запас ребенка, так, к концу третьего года жизни лексикон ребенка должен содержать не менее 1000 слов. Также медсестра обращает внимание на употребление ребенком в разговоре распространенных и сложных предложений, понимание ребенком смысла слов, произносимых взрослыми, правильность произношения им звуков. На третьем году жизни деятельность ребенка должна быть достаточно сложной и разнообразной, включающей занятия с различными предметами (мозаикой, матрешками, пирамидой, кубиками, несложными конструкторами и пр.), сюжетные игры с куклами, элементы самообслуживания (застегивание пуговиц, одевание, пользование салфеткой, самостоятельная уборка игрушек и др.).
Результаты патронажа медицинская сестра заносит в патронажную тетрадь или амбулаторную карту ребенка. После самостоятельно проведенного патронажа (без участия врача-педиатра) медицинская сестра докладывает о полученных результатах участковому врачу, уделяя особое внимание выявленным отклонениям в развитии ребенка и нарушениям в уходе за ним. Далее врач и медсестра проводят активное обсуждение и разрабатывают план дальнейших мероприятий.
Помимо наблюдательной функции медицинская сестра в ходе патронажа также проводит активную профилактическую деятельность, направленную на предотвращение развития различных заболеваний у ребенка. Так, она оценивает качество его питания, организует мероприятия по профилактике гипотрофии и рахита, а также повышению санитарной культуры матери, разъясняет важность своевременной вакцинации, напоминает матери сроки явки в поликлинику для постановки профилактических прививок.