Педиатрическая пропедевтика
Педиатрия является наукой, которая изучает закономерности развития ребенка, правила питания, этиологию и патогенез детских заболеваний, а также их диагностику, лечение, средства профилактики.
Пропедевтика детских болезней (ПДБ) является базисом педиатрии.
Термин «пропедевтика» произошел от греческого слова propaideo, в переводе означающего «обучать предварительно».
С изучения пропедевтики для студентов открывается клиническая педиатрическая практика.
Несмотря на то, что в современной медицине широко распространяются высокоинформативные методы диагностики, методы физикального обследования ребенка при этом так и остаются незаменимыми.
Ведь, каждому современному врачу необходимо умение оценивать развитие ребенка, его соответствие возрастным нормам, выявлять отклонения в состоянии здоровья.
Цель изучения ПДБ
Целью изучения ПДБ является обретение навыков выявления и правильной оценки проявлений различных детских болезней.
При изучении ПДБ рассматривают:
- Особенности роста и развития, формирования всех систем организма ребенка в различные возрастные периоды.
- Характеристику периодов детства, их и значение для организации мероприятий, которые обеспечивают правильное развитие детей.
- Этапы формирования систем организма во внутриутробном периоде, а также их развитие в процессе роста ребенка.
- Методики: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию внутренних органов и систем ребенка.
- Объемы необходимых обследований при заболеваниях детей.
- Семиотику основных поражений различных систем и организма в целом.
- Клиническую трактовку полученных данных общего и дополнительного обследования больных.
- Пропедевтика рассматривает также проблемы ухода за ребенком.
Этапы и периоды развития детей
В результате роста и развития, ребенок, постоянно изменяется. На развитие детей оказывают влияние генетические и разнообразные внешние факторы.
Развитие ребенка протекает в определенной закономерной последовательности. Постоянный рост и развитие ребенка приводят к особым морфологическим, физиологическим и психологическим качествам на каждом возрастном этапе жизни.
Поэтому возникла определенная потребность в выделении ряда периодов. анатомо-физиологические особенности различных периодов играют важную роль для научного обоснования разработки мер охраны здоровья детей.
Благодаря выделению этапов и возрастных периодов развития, которые имеют свои анатомо-физиологические особенности, появляется возможность подходить к ребенку дифференцировано.
Поэтому один из главных разделов пропедевтики детских болезней - это анализ анатомо-физиологических особенностей, которые присущи детям различного возраста, с периода новорожденности и по подростковый период, а периоды детства очень важны для врачебной деятельности.
Важность контакта с маленькими пациентами
Поскольку врач не способен в полной мере оказать ребенку квалифицированную помощь, при отсутствии контакта с ним, особое значение приобретает понимание психологии детей, формирование навыков общения с детьми разного возраста.
Педиатру необходимо наладить контакт с ребенком и его родителями с первых минут знакомства.
Без хорошего контакта с ребенком врач не получает быстро ценные анамнестические данные о заболевании, что не позволяет правильно поставить диагноз, а следовательно и начать лечение вовремя.
Описание алгоритмов диагностического поиска занимает важное место в разделе пропедевтики. Основные данные о заболевании ребенка, как правило, врачом получаются от его родителей
В результате изучения ПДБ студенты овладевают навыками физикального обследования детей различного возраста, умеют выявлять патологические симптомы и синдромы, которые встречаются при различных детских заболеваниях.
Знание ПДБ позволяет приступить к изучению частной патологии и помогает в дальнейшей практической работе эффективно использовать полученные знания.