Сущность и значение маркетинга персонала
Маркетинг персонала представляет собой философию организации в области управления человеческими ресурсами и одновременно является функцией кадровой службы, которая заключается в выявлении и удовлетворении потребности в персонале.
Маркетинговая деятельность по управлению персоналом включает:
- Анализ внешних и внутренних факторов;
- Разработку требований к персоналу;
- Выявление потребностей в персонале;
- Разработку и реализацию мероприятий, которые необходимы для удовлетворения потребности в персонале;
- Разработку и реализацию мероприятий по повышению уровня лояльности персонала.
Маркетинг персонала отличается от других подходов к управлению персоналом тем, что рассматривает данный процесс с точки зрения рынка. Компания рассматривает рабочее место как продукт, продающийся на рынке труда. Сотрудник приобретает этот продукт с помощью своего труда, то есть получает определенные права и обязанности.
Компания направляет свои усилия на создание таких рабочих мест, которые привлекут высококвалифицированных профессионалов, то есть которые можно наиболее выгодно «продать».
Маркетинг персонала можно рассматривать как часть менеджмента организации, направленную на привлечение, удержание и мотивацию высокопрофессиональных специалистов. Основная идея маркетинга персонала заключается в том, что эффективное удовлетворение нужд сотрудников компании позволяет ей более эффективно удовлетворять потребности внешних клиентов, обеспечивая стабильное рыночное положение и развитие.
Эффективная реализация маркетинга для персонала включает в себя наличие нескольких элементов:
- Корпоративная культура;
- Маркетинговый подход к персоналу;
- Распространение маркетинговой информации среди сотрудников;
- Мотивационная система;
- Кадровый аудит.
Функции маркетинга персонала
-
Информационная функция – сбор и анализ информации для планирования в целях управления человеческими ресурсами. В рамках реализации маркетинга персонала компания исследует ситуацию на рынке труда, анализирует требования сотрудников к должностям и процессу труда, изучает имидж компании как работодателя. Целью реализации информационной функции маркетинга персонала является выявление проблемных областей в управлении человеческими ресурсами;
Пример 1Источники кадровой информации: правительственные программы и законы, аналитические статьи, данные служб занятости, специализированные СМИ, Интернет, рекламная информация конкурентов, беседы с кандидатами, опросы сотрудников, данные учебных заведений.
-
Аналитическая функция – обработка полученной с помощью реализации информационной функции информации и подготовка данных для обоснования или разработки мероприятий, необходимых для повышения конкурентоспособности компании как работодателя и ее развитие, а также других мер, предупреждающих возникновение проблем в области управления человеческими ресурсами;
-
Коммуникативная функция – установление и поддержание контакта с субъектами рынка труда, как внешними, так и внутренними. Реализация коммуникативной функции происходит с помощью служб трудоустройства, кадровых агентств, СМИ, а также в сотрудничестве с учебными заведениями. В то же время коммуникативная функция подразумевает налаживание связей внутри организации – разработку и продвижение корпоративной культуры, организацию корпоративных мероприятий и т.п. Все подобные маркетинговые мероприятия направлены на установление связей между сотрудниками, которые способствуют повышению эффективности труда, то есть на командообразование.
Командообразование – регулируемый процесс построения команды из сотрудников компании, нацеленный на повышение эффективности труда с помощью совместной работы.