Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические аспекты процесса разработки стратегии маркетинга

Понятие и сущность стратегии маркетинга

Определение 1

Стратегия маркетинга – это составная часть стратегического управления организацией, план ее деловой активности.

В современном мире стратеги маркетинга выступает неотъемлемой частью общей корпоративной стратегии развития организации. Единого подхода к определению ее сущности нет до сих пор. Несмотря на это стратегию маркетинга чаще всего принято рассматривать в широком и узком смыслах:

  • в широком смысле под стратегией маркетинга понимается общий план действий, который задает основные ориентиры компании и направляет отдельно взятые маркетинговые решения на достижение долгосрочных целей;
  • в узком смысле стратегию маркетинга принято интерпретировать как разработанное на основе изучения рыночной конъюнктуры, спроса потребителей, действий конкурентов общее направление деятельности организации, рассчитанное на определенный период и позволяющее решать основные задачи, стоящие перед организацией, с учетом имеющихся у нее ресурсов в условиях постоянно меняющейся внешней среды рынка.
Статья: Теоретические аспекты процесса разработки стратегии маркетинга
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Так или иначе, основной задачей стратегии маркетинга считается поддержание и развитие производственного процесса, совершенствование ассортимента и качество выпускаемой продукции, основание новых рынков, наращивание сбыта и, в конечном счете, общее повышение эффективности функционирования компании в условиях рынка. Разработка и реализация грамотно продуманной, обоснованной и рациональной стратегии маркетинга выступает необходимым условием обеспечения устойчивости развития организации в долгосрочной перспективе.

Замечание 1

Иначе стратегию маркетинга принято называть маркетинговой стратегией. В быту ее часто определяют как долгосрочный план реализации коммерческих и корпоративных планов фирмы. Также она может быть определена как комплекс принципов, посредством которых компания формирует цели маркетинга и организует процесс их реализации (достижения) в условиях рынка.

На практике маркетинговая стратегия принимает форму официального документа, закрепляемого в политике компании. Он отражает не только главные цели маркетинга, но и характеризует реальное рыночное положение бренда, содержит в себе оценку перспектив развития компании, наличие или нехватку у нее необходимых для роста ресурсов.

«Теоретические аспекты процесса разработки стратегии маркетинга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В системе маркетинга маркетинговые стратегии подлежат определенной классификации. Их основными разновидностями считаются стратегия концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста. Помимо этого, стратегии маркетинга могут различаться по ориентации на рынок и в зависимости от средств, используемых компанией для своего рыночного продвижения.

Так или иначе, выделяют три уровня маркетинговых стратегий – корпоративный, уровень бизнес-единицы, а также продуктовый (операционный) уровень. Все три уровня могут тесно взаимодействовать друг с другом, создавая собственные подуровни в рамках одного или нескольких направлений развития организации.

Теоретико-методологические основы выбора и формирования стратегии маркетинга

Формирование стратегии маркетинга предполагает необходимость выбора определенной маркетинговой альтернативы развития. В значительной степени маркетинговая стратегия зависит от позиционирования. На практике в основу выбора того или иного вида стратегии обычно закладывается два основных параметра:

  • позиционирование компании в рыночной нише;
  • преимущества перед конкурентами.

В зависимости от этих факторов выбирается тот или иной сценарий маркетингового развития. Так, например, если фирма производит уникальный продукт, имеющий ценность для целевой аудитории, следует сделать выбор в пользу стратегии дифференцирования. Если же компания отличается низкими производственными и реализационными издержками в отрасли, имеет смысл сфокусировать внимание на лидерстве в данном аспекте и т.д.

Так или иначе, следует понимать, что в каждом конкретном случае стратегия маркетинга будет иметь индивидуальный характер в зависимости от внутреннего потенциала и целей компании, а также внешних условий ее существования.

В теории маркетинга выделена следующая структура формирования маркетинговой стратегии:

Проведение анализа рынка и целевых сегментов позволяет определить соотношение возможностей компании и рынка сбыта, на котором она сфокусирована. Благодаря сегментации клиентов обеспечивается разделение потока потенциальный покупателей на небольшие целевые группы, чтобы наилучшим образом удовлетворить их спрос. В основе позиционирования лежит определение позиций фирмы в нише, а маркетинговый комплекс мер включает в себя набор комбинированных инструментов, способствующих рыночному продвижению компании, ее продукции и услуг.

Общий порядок разработки и формирования стратегии маркетинга

Разработка стратегии маркетинга представляет собой довольно сложный процесс, состоящий из ряда этапов, требующих ответственного подхода к своему прохождению. На сегодняшний день в научной литературе общепринятого подхода относительно порядка формирования маркетинговой стратегии предприятия не сформировано. Каждый автор привносит свои коррективы и рекомендации в этот процесс. Тем не менее, обобщая имеющуюся информацию, можно выделить следующие стадии разработки стратегии маркетинга (рисунок 1).

Основные этапы разработки стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные этапы разработки стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый из этапов имеет свои особенности.

Предшествует выбору и разработке стратегии маркетинга тщательный анализ рынка, внешней и внутренней маркетинговой среды компании. В ходе анализа определяются сильные и слабые стороны компании, оценивается ее ресурсный потенциал, возможности и угрозы внешнего окружения. На основе всей этой информации производится выбор рынка сбыта, определяется потребность ниши в продукте.

Далее следует разработка плана маркетинга. В рамках данного этапа производится уточнение целей компании, определяется ее ценовая политика, выбираются методы позиционирования и пр. Когда план готов, он подлежит реализации.

Важным этапом реализации стратегии маркетинга выступает контроль и оценка ее эффективности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 15.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot